Начало своего дела – это сложное, трудоёмкое и рискованное занятие. В процессе открытия бизнеса многие предприниматели часто совершают ошибки, приводящие к провалу и потере своего капитал, и сталкиваются с различными трудностями, из-за которых у многих опускаются руки. В итоге примерно пятая часть начинающих бизнесменов закрывает своё дело уже в первый и год, и более половины – в течение последующих трёх. Почему так получается, какие ошибки совершают люди и как их избежать, расскажет Сергей Терёшкин, основатель и руководитель нефтяной компании «Ойл Ресурс Групп».
Отсутствие идеи
Это наиболее частая проблема начинающих предпринимателей, которые входят в бизнес, имея довольно смутное представление, чем будут заниматься. В итоге хватаются то за одно, то за другое направление, нигде не достигая особого успеха. Между тем, без чёткого понимания, какие услуги или товары вы будете предлагать своим клиентам, организовать бизнес практически невозможно. Вы не сможете ни определить запросы своих клиентов, ни оценить потенциальные возможности вашей ниши. Поэтому сначала сгенерируйте идею, по возможности воспользовавшись помощью опытных специалистов, и только после этого приступайте непосредственно к делу.
Слабое маркетинговое исследование
Именно российские предприниматели почему-то мало уделяют внимания маркетинговому анализу рынка, предпочитая действовать без подготовки. Однако проведя исследование своей ниши, вы получите полное преставление о своих перспективах, шансах на выживание и такие полезные знания, как:
- Потребности и предпочтения своих клиентов, их заинтересованность в сопутствующих предложениях и основные тренды в вашей нише. На основании этих данных вы сможете составить портрет своей основной целевой аудитории, который поможет разработать грамотную маркетинговую стратегию для продвижения вашего товара или услуги.
- Представление о деятельности конкурентов, их сильных и слабых сторонах. Получить всю необходимую информацию можно из таких источников, как сайты с аналогичными вашим товарами или услугами, рекламные рассылки, выставки, справочники, отзывы и т.д. Подобные данные о деятельности конкурентов помогут вам выявить недочёты в их работе и выдвинуть своим клиентам более интересное предложение.
Всю полученную информацию необходимо заложить в ваш бизнес-план.
Плохо разработанный бизнес-план
Ещё одна проблема российских предпринимателей – пренебрежение составлением подробного бизнес-плана. Многие его составляют чуть ли не «на коленке», лишь приблизительно расписав свои ближайшие действия. Более или менее ответственно к планированию подходят только те, кто собирается взять кредит для начала бизнеса – банк в обязательном порядке потребует этот документ, составленный по всем правилам. Остальные надеются «на авось» и, как правило, прогорают в ближайшие полгода-год.
А ведь бизнес-план – это основной документ, с помощью которого вы сможете начать своё дело, а впоследствии развивать и управлять им. В нём обязательно должны быть прописаны такие моменты, как:
- главная цель бизнеса – конкретные цифры объёма продаж, величина прибыли, срок достижения;
- стратегия развития бизнеса с учётом возможных неблагоприятных ситуаций, причём помимо основного необходимо разработать план действий при возникновении непредвиденных обстоятельств;
- предполагаемые суммы бизнес-затрат, обязательно с запасом на непредвиденные расходы;
- результаты маркетингового анализа рынка – портрет целевой аудитории, её потребности, данные мониторинга конкурентов и т.д.
При разработке бизнес-плана не стоит впадать в другую крайность и прорабатывать его до мельчайших деталей. Вы всё равно не сможете предусмотреть все возможные риски и обезопасить себя от всех трудностей – рынок слишком непредсказуем, да и умение действовать по обстановке ещё не раз вам пригодится.
Завышенные ожидания
Многие предприниматели считают, что как только они начнут своё дело, то сразу будут получать доход. Однако на деле всё оказывается не так гладко – на первых этапах бизнес, напротив, потребует серьёзных вложений, в том числе и не всегда предусмотренных. Какая уж тут прибыль. Кроме того, предпринимателям придётся впервые столкнуться с такими трудностями, как необязательные поставщики, недовольные покупатели, более активные и продуктивные конкуренты, претензии со стороны государственных органов, срыв всех возможных сроков и другими «прелестями» бизнеса. Ко всем этим проблемам нужно быть готовым, в противном случае вас ждут неминуемые разочарования как в своём деле, так и собственных силах. Поэтому при открытии бизнеса избегайте излишнего оптимизма и реально оценивайте потенциал вашей деятельности.
Проблемы с финансами
Одна из самых распространённых ошибок новичков – неправильное распределение финансовых потоков. Наиболее часто встречающиеся проблемы:
- Необоснованные траты. Деньги быстро закончатся, если их бездумно потратить на создание огромного товарного запаса, приобретение ненужного оборудования или наём лишних людей. Поэтому вкладывайтесь только в то, что вам действительно нужно в первое время – купите минимальный набор простой мебели и оргтехники, примите на работу только самых необходимых сотрудников, часть работы возьмите на себя. Запасов товара должно быть ровно столько, сколько вы их реально сможете продать.
- Проблемы с долгами. В этом случае речь идёт не столько о вашей задолженности перед кредиторами или поставщиками, сколько о проблемах с оплатой от ваших клиентов. Начинающим предпринимателям свойственна некоторая доверчивость и наивность в финансовых вопросах. Многие, начиная работать с клиентом, забывают проверить его платёжеспособность, наивно полагая, что заключённый договор является гарантией поступления денег. К сожалению, не все клиенты расплачиваются вовремя, а из-за возникающей просрочки проблемы появятся уже у вас.
И, пожалуй, самое главное, как только придут первые деньги, заработанные честным трудом, не изымайте их из бизнеса и не тратьте на собственные нужды, как бы этого не хотелось. На этапе развития бизнеса часто возникают ситуации, требующие вливания дополнительных оборотных средств, и те, деньги, которые вы потратили на новый автомобиль, могут оказаться очень кстати.