
Новости ТЭК, понедельник, 21 июля 2025 года: санкции ЕС, азиатский экспорт, энергопотребление
Новый санкционный пакет ЕС
Евросоюз официально утвердил 18-й пакет санкций против России, значительная часть которого затрагивает топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Под ограничения попали некоторые сегменты нефтяного сектора, хотя их практический эффект оценивается экспертами как ограниченный. Ключевые меры нового пакета:
- Снижение потолка цен на российскую нефть с прежних $60 до ~$47,6 за баррель (ожидается гибкий «плавающий» механизм расчета потолка в размере около 15% ниже рыночной цены Brent).
- Санкционный список дополнен 105 танкерами из так называемого «теневого флота» России, на которые вводятся ограничения (продолжение мер из 17-го пакета, когда были ограничены 189 судов).
- Под санкции подпадает газотранспортная инфраструктура — газопроводы «Северный поток – 1 и 2», фактически законсервированные с 2022 года, что носит во многом символический характер.
- Введены ограничения против иностранных компаний, связанных с российским ТЭК. В частности, санкции коснулись индийской компании Nayara Energy (НПЗ, в котором «Роснефть» владеет долей 49%), через которую Россия экспортирует нефтепродукты.
Главной новостью пакета стал именно пересмотр ценового потолка на нефть. Однако аналитики отмечают, что реальное соблюдение новых ограничений будет зависеть от конъюнктуры рынка. Последние месяцы показали, что механизм потолка цен работает только при нисходящем тренде на нефть: для того чтобы средняя цена российской Urals опустилась ниже нового порога в $50, мировые цены Brent должны упасть существенно ниже $60 за баррель. Пока таких предпосылок нет — котировки Brent удерживаются ближе к $65–70.
Комментарий эксперта: Генеральный директор Open Oil Market Сергей Терёшкин, комментируя санкции для портала TEKFACE, отметил, что нефтяной «потолок» фактически соблюдается лишь при падении цен на Brent. «Средняя цена Urals опустилась ниже $60 только после того, как рынок отыграл риски замедления мировой экономики. Чтобы Urals упала ниже $50, цена Brent должна опуститься ниже $60, а реальных предпосылок для этого нет. Более того, запрет на импорт бензина, дизеля и других нефтепродуктов из стран, перерабатывающих российскую нефть, трудно проконтролировать — у ЕС просто нет для этого технических ресурсов. Аналогично и с “теневым флотом”: ограничения на танкеры не нанесли серьёзного удара по объёмам перевозок и дисконту Urals. Поэтому 18-й пакет не станет чрезмерно болезненным для российского ТЭК», – заключает эксперт.
На фоне санкционных новостей мировые рынки нефти продемонстрировали ограниченную реакцию. После краткосрочного роста цен Brent выше $71 за баррель в середине прошлой недели, к концу недели котировки откатились в диапазон $68–69 за баррель. Участники рынка уже во многом учли новые ограничения, а на динамику цен сильнее влияют глобальные факторы спроса и предложения.
Международные реакции
Новый санкционный раунд вызвал mixed реакции на международной арене. Крупнейшие потребители российских энергоресурсов в Азии заняли осторожную позицию. Индия предостерегла ЕС от политики двойных стандартов в торговле энергоносителями, заявив, что не поддерживает односторонние санкции. Нью-Дели, третий по величине потребитель нефти в мире с импортозависимостью свыше 85%, ясно дала понять, что будет придерживаться своих национальных интересов в обеспечении энергобезопасности. Индийские НПЗ закупают нефть более чем в 30 странах (включая Россию), и стабильность этих поставок критически важна для внутреннего рынка Индии.
В Европе также не все игроки одинаково поддержали новый пакет. Например, в ходе обсуждения санкций Словакия ранее грозилась наложить вето, требуя гарантий по поставкам газа (в итоге компромисс был достигнут, и пакет санкций принят единогласно). Греция, чьи судовладельцы традиционно перевозят значительные объёмы российской нефти, по данным СМИ, продолжит эту деятельность несмотря на ужесточение ограничений – значительная часть танкерного флота меняет юрисдикции и находит возможности обхода. Тем временем Великобритания синхронизировала свою политику с ЕС, объявив о снижении ценового потолка на нефть российского происхождения до $47,6 за баррель, следуя европейскому курсу.
Отдельные страны ищут особые условия: так, сербская нефтегазовая компания NIS (Naftna Industrija Srbije), значительная доля которой принадлежит «Газпром нефти», уже в пятый раз обратилась к США с просьбой об отсрочке санкций. Это подчёркивает, что союзники России вне ЕС пытаются минимизировать воздействие санкционного режима на свой энергетический сектор.
Экспорт нефти: ориентир на Азию
Статистика подтверждает продолжающуюся переориентацию российского нефтяного экспорта на азиатские рынки, хотя и указывает на некоторые коррективы в объёмах. По итогам первого полугодия 2025 года экспорт российской нефти в Китай сократился на 10,8% (до 49,1 млн тонн) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Одной из причин снижения могут быть добровольные ограничения добычи в рамках соглашений ОПЕК+, а также высокая база прошлого года. Тем не менее, Китай и Индия сейчас практически поровну делят порядка 4 млн баррелей российской нефти в сутки – то есть остаются ключевыми покупателями российского сырья вместо утратившего эту роль европейского рынка.
Российские власти активно укрепляют сотрудничество с азиатскими партнёрами, чтобы закрепить успехи перенаправления потоков. На прошедшей неделе министр энергетики РФ Сергей Цивилев посетил Пекин, где провёл переговоры с главой Государственного энергетического управления КНР и руководством корпорации CNPC. Стороны договорились продвигать совместные отраслевые инициативы и усиливать координацию на международных энергетических площадках. Кроме того, обсуждалось развитие инфраструктуры – в том числе расширение трубопроводных маршрутов и увеличение пропускной способности транспортировки нефти в Китай, чтобы обеспечить долгосрочный рост поставок.
Укрепление позиций на индийском рынке также в фокусе Москвы. Индия в последние месяцы стала крупнейшим покупателем российской нефти, пользуясь ценовыми скидками и перерабатывая сырьё на своих НПЗ. Однако введение европейских санкций против компании Nayara Energy (владеющей крупным НПЗ в Индии) создает новые риски для этого канала. Российские экспортеры, вероятно, будут искать обходные пути – например, через увеличение поставок независимым трейдерам или перенаправление дополнительных объёмов в Китай и другие дружественные страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Рынок нефтепродуктов и топливо
Сегмент нефтепродуктов также оказался под давлением новых геополитических реалий. ЕС объявил о намерении ограничить импорт бензина, дизельного топлива и прочих нефтепродуктов, произведенных из российской нефти в третьих странах. Практическая реализация этой меры вызывает вопросы: как отмечают эксперты, отследить происхождение сырья на НПЗ вне России крайне сложно. Например, индийские нефтеперерабатывающие заводы, скупая российскую нефть, затем экспортируют нефтепродукты по всему миру, в том числе и в Европу (через схемы блендинга и реэкспорта). Индия сейчас является одним из крупнейших поставщиков готового топлива в Европу, поэтому запрет на такие поставки может привести к сокращению предложения на европейском рынке топлива.
Участники рынка предупреждают, что ужесточение режима может отразиться на ценах для конечных потребителей. Если потоки индийского дизеля и бензина в ЕС сократятся, европейские автозаправочные станции могут ощутить нехватку, что подтолкнет цены вверх. Впрочем, многое будет зависеть от того, насколько строго регуляторы ЕС сумеют внедрить систему контроля за «рисовыми» нефтепродуктами. Возможно появление новых серых схем поставок, и рынок будет быстро адаптироваться к ограничениям, как это уже произошло с сырой нефтью.
На внутреннем российском рынке нефтепродуктов ситуация также требует внимания. В июне биржевые цены на моторное топливо внутри страны скакнули более чем на 10%, свидетельствуя о повышенном спросе и ограниченном предложении на бирже. Чтобы стабилизировать цены на бензин и дизтопливо, правительство рассматривает меры по увеличению предложения на биржевом рынке. На совещаниях с нефтяными компаниями и отраслевыми ведомствами обсуждается повышение норматива обязательных продаж топлива через биржу до 17% (от объёма производства). Повышение квоты биржевых продаж должно увеличить прозрачность ценообразования и насытить рынок, что в итоге должно охладить рост цен для потребителей и промышленности. Нефтяные компании в целом поддерживают эту меру, рассчитывая на компенсационные механизмы со стороны государства (например, через демпфер или акцизную политику).
Газовый сектор: поставки и цены
На газовом рынке летом наблюдается относительное затишье и благоприятная ценовая конъюнктура для потребителей. Биржевые цены на газ в Европе упали до ~$406 за тысячу кубометров — минимальных уровней за последние несколько месяцев. Снижение цен на европейском хабе TTF было отмечено по итогам торгов прошлой недели и связано с сочетанием факторов, которые ослабили давление на рынок:
- Рост поставок из Норвегии: Возобновление работы сразу нескольких крупных газодобывающих объектов и заводов в Норвегии после технических профилактик увеличило экспорт газа и успокоило участников рынка, уверив их в стабильности предложения.
- Высокая генерация ВИЭ: Ожидается увеличение выработки электроэнергии на основе возобновляемых источников (прежде всего ветра) в ряде стран ЕС. В Германии, например, прогноз по ветроэнергетике позволил снизить потребность в газе для электростанций, что ослабляет спрос на газовое топливо в энергетике.
- Подготовка к зиме и запасы: Страны Европы активно заполняют газохранилища. В Германии сообщается о расширении резервных мощностей крупнейшего хранилища в Редене, что сигнализирует о серьёзной подготовке к осенне-зимнему периоду. Высокие запасы на данный момент и ожидание комфортного прохождения зимы снижают биржевую нервозность.
Для сравнения, ещё в феврале текущего года газ стоил существенно дороже – котировки на TTF поднимались выше $600. На фоне же нынешнего переполненного рынка и прохладного лета цены на газ откатились ближе к средней стоимости за прошлый год (~$380). Экспортеры СПГ воспользовались ситуацией: импорт сжиженного газа Китаем в мае достиг рекордных 5,3 млн тонн с начала года, а европейские импортеры активно наращивают закупки СПГ, восполняя сокращение трубопроводных поставок из России. По данным ТАСС, доля России в общем импорте газа ЕС по стоимости в мае снизилась до третьего места, что отражает успехи политики диверсификации поставщиков в Европе.
Газовая отрасль России ориентируется на восток: экспорт трубопроводного газа по «Силе Сибири» и другим маршрутам в Китай растет, хотя общий физический объем поставок в Европу резко сократился. Что касается сжиженного природного газа, Россия в первом полугодии 2025 сократила объём поставок СПГ в Китай на 19,5% (до ~2,83 млн тонн) по сравнению с прошлым годом. Это связано с перенаправлением части объемов на другие азиатские рынки и внутрироссийским потреблением, а также с высокой базой прошлого года, когда Китай активно закупал дешёвый российский СПГ. В целом же, в условиях западных санкций, российская газовая стратегия делает ставку на строительство новых СПГ-заводов и развитие продаж в дружественные страны Азии и Ближнего Востока. Одновременно партнеры России по СНГ увеличивают экспорт: например, Азербайджан планирует нарастить экспорт газа до 33 млрд кубометров к 2030 году, значительная часть из которых пойдёт в Европу по южным маршрутам.
Электроэнергия и рекорды потребления
В электроэнергетике фиксируются рекордные нагрузки вследствие сезонных факторов. В России установившаяся жара привела к росту потребления электричества, особенно в южных регионах. По словам министра энергетики России Сергея Цивилева, летом 2025 года ожидается новый пик потребления электроэнергии на Юге России, который превысит прошлогодний. Уже прошедшей зимой фиксировались исторические максимумы нагрузки – осенне-зимний пик 2024/2025 оказался выше, чем летний максимум 2024 года. Теперь же энергетики готовятся к тому, что летний пик потребления 2025 года обновит рекорд благодаря аномально жаркой погоде и возросшему использованию кондиционеров, систем охлаждения и орошения в сельском хозяйстве.
Энергосистема РФ в целом справляется с нагрузками: вводятся резервные мощности, осуществляются перегроссы электроэнергии между регионами при помощи единой энергосети. Правительство расширяет список современных технологий, доступных для энергетических проектов по заключению специальных инвестиционных контрактов, чтобы стимулировать модернизацию генерации и сетевой инфраструктуры. Это должно повысить надежность электроснабжения в периоды пикового спроса. Одновременно продолжается программа обновления тепловых электростанций и строительства новых объектов генерации, включая газовые и атомные блоки, в регионах с дефицитом мощности.
В Европе в фокусе внимания также находятся вопросы энергоснабжения в период летних волн жары. Несмотря на активное развитие «зелёной» энергетики, эксперты предупреждают о рисках дефицита электроэнергии в ближайшие годы, если рост потребления будет опережать ввод новых мощностей. Некоторые германские чиновники отмечают, что отказ от атомной и угольной генерации ставит задачу ускоренного наращивания резервных мощностей, чтобы избежать возможных перебоев. Пока же летом 2025 года ситуация стабильна: высокие температуры приводят к рекордному потреблению в отдельных странах, но развитая европейская энергосистема перераспределяет электроэнергию между странами, сглаживая локальные пики нагрузки. Кроме того, развитие систем накопления энергии и гибкого управления спросом помогает пройти пиковые часы без отключений.
Возобновляемые источники и климатические проекты
Альтернативная энергетика продолжает набирать обороты, демонстрируя масштабные проекты по всему миру. В Китае началось строительство крупнейшей в мире гидроэлектростанции в Тибете. Этот мегапроект гидроэнергетики призван повысить долю чистой электроэнергии в энергобалансе Китая и обеспечить энергией развивающиеся регионы. Гигантская ГЭС станет не только рекордной по установленной мощности, но и будет регулировать сток рек, что важно для предотвращения наводнений и обеспечения стабильного орошения.
В секторе ветроэнергетики отмечаются инновации в морской оффшорной отрасли. Норвежская судостроительная компания Vard получила заказ на строительство двух современных гибридных судов обслуживания ветропарков (CSOV) для работы на шельфовых ветроэлектростанциях. Эти суда с гибридными силовыми установками позволят эффективно проводить монтаж и техническое обслуживание морских ветряных турбин, снижая при этом углеродный след благодаря применению электродвигателей и аккумуляторов. Развитие инфраструктуры для оффшорных ВИЭ-проектов свидетельствует о зрелости отрасли и привлечении крупных инвестиций.
Тренд на развитие атомной энергетики в компактном исполнении также набирает силу. Чехия и Великобритания объявили о совместных планах строительства малых модульных реакторов (SMR). Подготовка к реализации первых таких проектов идёт полным ходом: ведутся технико-экономические обоснования, выбираются технологии (рассматриваются проекты реакторов нового поколения с мощностью до 300 МВт). SMR рассматриваются как перспективное решение для замещения выбывающих угольных и атомных мощностей в Европе, обеспечивая базовую генерацию с низкими выбросами.
Россия также не остается в стороне от глобального «зелёного» повестки. По данным Минэнерго РФ, в ближайшие 20 лет планируется увеличить выработку электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в десять раз. Для достижения этой цели государство стимулирует строительство солнечных и ветровых электростанций, локализацию производства оборудования, а также развитие технологий хранения энергии и водородной энергетики. Уже сейчас в ряде регионов России реализуются крупные проекты: новые ветропарки на Юге, солнечные станции в Поволжье и Сибири. Ожидается, что доля ВИЭ в энергобалансе страны существенно вырастет к середине 2030-х годов, что позволит диверсифицировать ТЭК и сократить углеродный след экономики.
Таким образом, начало недели приносит важные новости для инвесторов и участников рынка ТЭК: европейские санкции задают новый фон для торговли нефтью и нефтепродуктами, Россия адаптирует экспорт потоков на Восток, а энергорынки демонстрируют относительную стабильность цен на нефть, газ и электроэнергию. Одновременно отрасль развивается технологически – от возобновляемых источников до новых инфраструктурных проектов – что вселяет осторожный оптимизм в отношении будущей устойчивости топливно-энергетического комплекса.
