Новости ТЭК, понедельник, 21 июля 2025 года: санкции ЕС, азиатский экспорт, энергопотребление

/ /
Новости ТЭК: санкции ЕС, экспорт и рекорды энергопотребления
708

Новости ТЭК, понедельник, 21 июля 2025 года: санкции ЕС, азиатский экспорт, энергопотребление

Новый санкционный пакет ЕС

Евросоюз официально утвердил 18-й пакет санкций против России, значительная часть которого затрагивает топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Под ограничения попали некоторые сегменты нефтяного сектора, хотя их практический эффект оценивается экспертами как ограниченный. Ключевые меры нового пакета:

  • Снижение потолка цен на российскую нефть с прежних $60 до ~$47,6 за баррель (ожидается гибкий «плавающий» механизм расчета потолка в размере около 15% ниже рыночной цены Brent).
  • Санкционный список дополнен 105 танкерами из так называемого «теневого флота» России, на которые вводятся ограничения (продолжение мер из 17-го пакета, когда были ограничены 189 судов).
  • Под санкции подпадает газотранспортная инфраструктура — газопроводы «Северный поток – 1 и 2», фактически законсервированные с 2022 года, что носит во многом символический характер.
  • Введены ограничения против иностранных компаний, связанных с российским ТЭК. В частности, санкции коснулись индийской компании Nayara Energy (НПЗ, в котором «Роснефть» владеет долей 49%), через которую Россия экспортирует нефтепродукты.

Главной новостью пакета стал именно пересмотр ценового потолка на нефть. Однако аналитики отмечают, что реальное соблюдение новых ограничений будет зависеть от конъюнктуры рынка. Последние месяцы показали, что механизм потолка цен работает только при нисходящем тренде на нефть: для того чтобы средняя цена российской Urals опустилась ниже нового порога в $50, мировые цены Brent должны упасть существенно ниже $60 за баррель. Пока таких предпосылок нет — котировки Brent удерживаются ближе к $65–70.

Комментарий эксперта: Генеральный директор Open Oil Market Сергей Терёшкин, комментируя санкции для портала TEKFACE, отметил, что нефтяной «потолок» фактически соблюдается лишь при падении цен на Brent. «Средняя цена Urals опустилась ниже $60 только после того, как рынок отыграл риски замедления мировой экономики. Чтобы Urals упала ниже $50, цена Brent должна опуститься ниже $60, а реальных предпосылок для этого нет. Более того, запрет на импорт бензина, дизеля и других нефтепродуктов из стран, перерабатывающих российскую нефть, трудно проконтролировать — у ЕС просто нет для этого технических ресурсов. Аналогично и с “теневым флотом”: ограничения на танкеры не нанесли серьёзного удара по объёмам перевозок и дисконту Urals. Поэтому 18-й пакет не станет чрезмерно болезненным для российского ТЭК», – заключает эксперт.

На фоне санкционных новостей мировые рынки нефти продемонстрировали ограниченную реакцию. После краткосрочного роста цен Brent выше $71 за баррель в середине прошлой недели, к концу недели котировки откатились в диапазон $68–69 за баррель. Участники рынка уже во многом учли новые ограничения, а на динамику цен сильнее влияют глобальные факторы спроса и предложения.

Международные реакции

Новый санкционный раунд вызвал mixed реакции на международной арене. Крупнейшие потребители российских энергоресурсов в Азии заняли осторожную позицию. Индия предостерегла ЕС от политики двойных стандартов в торговле энергоносителями, заявив, что не поддерживает односторонние санкции. Нью-Дели, третий по величине потребитель нефти в мире с импортозависимостью свыше 85%, ясно дала понять, что будет придерживаться своих национальных интересов в обеспечении энергобезопасности. Индийские НПЗ закупают нефть более чем в 30 странах (включая Россию), и стабильность этих поставок критически важна для внутреннего рынка Индии.

В Европе также не все игроки одинаково поддержали новый пакет. Например, в ходе обсуждения санкций Словакия ранее грозилась наложить вето, требуя гарантий по поставкам газа (в итоге компромисс был достигнут, и пакет санкций принят единогласно). Греция, чьи судовладельцы традиционно перевозят значительные объёмы российской нефти, по данным СМИ, продолжит эту деятельность несмотря на ужесточение ограничений – значительная часть танкерного флота меняет юрисдикции и находит возможности обхода. Тем временем Великобритания синхронизировала свою политику с ЕС, объявив о снижении ценового потолка на нефть российского происхождения до $47,6 за баррель, следуя европейскому курсу.

Отдельные страны ищут особые условия: так, сербская нефтегазовая компания NIS (Naftna Industrija Srbije), значительная доля которой принадлежит «Газпром нефти», уже в пятый раз обратилась к США с просьбой об отсрочке санкций. Это подчёркивает, что союзники России вне ЕС пытаются минимизировать воздействие санкционного режима на свой энергетический сектор.

Экспорт нефти: ориентир на Азию

Статистика подтверждает продолжающуюся переориентацию российского нефтяного экспорта на азиатские рынки, хотя и указывает на некоторые коррективы в объёмах. По итогам первого полугодия 2025 года экспорт российской нефти в Китай сократился на 10,8% (до 49,1 млн тонн) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Одной из причин снижения могут быть добровольные ограничения добычи в рамках соглашений ОПЕК+, а также высокая база прошлого года. Тем не менее, Китай и Индия сейчас практически поровну делят порядка 4 млн баррелей российской нефти в сутки – то есть остаются ключевыми покупателями российского сырья вместо утратившего эту роль европейского рынка.

Российские власти активно укрепляют сотрудничество с азиатскими партнёрами, чтобы закрепить успехи перенаправления потоков. На прошедшей неделе министр энергетики РФ Сергей Цивилев посетил Пекин, где провёл переговоры с главой Государственного энергетического управления КНР и руководством корпорации CNPC. Стороны договорились продвигать совместные отраслевые инициативы и усиливать координацию на международных энергетических площадках. Кроме того, обсуждалось развитие инфраструктуры – в том числе расширение трубопроводных маршрутов и увеличение пропускной способности транспортировки нефти в Китай, чтобы обеспечить долгосрочный рост поставок.

Укрепление позиций на индийском рынке также в фокусе Москвы. Индия в последние месяцы стала крупнейшим покупателем российской нефти, пользуясь ценовыми скидками и перерабатывая сырьё на своих НПЗ. Однако введение европейских санкций против компании Nayara Energy (владеющей крупным НПЗ в Индии) создает новые риски для этого канала. Российские экспортеры, вероятно, будут искать обходные пути – например, через увеличение поставок независимым трейдерам или перенаправление дополнительных объёмов в Китай и другие дружественные страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Рынок нефтепродуктов и топливо

Сегмент нефтепродуктов также оказался под давлением новых геополитических реалий. ЕС объявил о намерении ограничить импорт бензина, дизельного топлива и прочих нефтепродуктов, произведенных из российской нефти в третьих странах. Практическая реализация этой меры вызывает вопросы: как отмечают эксперты, отследить происхождение сырья на НПЗ вне России крайне сложно. Например, индийские нефтеперерабатывающие заводы, скупая российскую нефть, затем экспортируют нефтепродукты по всему миру, в том числе и в Европу (через схемы блендинга и реэкспорта). Индия сейчас является одним из крупнейших поставщиков готового топлива в Европу, поэтому запрет на такие поставки может привести к сокращению предложения на европейском рынке топлива.

Участники рынка предупреждают, что ужесточение режима может отразиться на ценах для конечных потребителей. Если потоки индийского дизеля и бензина в ЕС сократятся, европейские автозаправочные станции могут ощутить нехватку, что подтолкнет цены вверх. Впрочем, многое будет зависеть от того, насколько строго регуляторы ЕС сумеют внедрить систему контроля за «рисовыми» нефтепродуктами. Возможно появление новых серых схем поставок, и рынок будет быстро адаптироваться к ограничениям, как это уже произошло с сырой нефтью.

На внутреннем российском рынке нефтепродуктов ситуация также требует внимания. В июне биржевые цены на моторное топливо внутри страны скакнули более чем на 10%, свидетельствуя о повышенном спросе и ограниченном предложении на бирже. Чтобы стабилизировать цены на бензин и дизтопливо, правительство рассматривает меры по увеличению предложения на биржевом рынке. На совещаниях с нефтяными компаниями и отраслевыми ведомствами обсуждается повышение норматива обязательных продаж топлива через биржу до 17% (от объёма производства). Повышение квоты биржевых продаж должно увеличить прозрачность ценообразования и насытить рынок, что в итоге должно охладить рост цен для потребителей и промышленности. Нефтяные компании в целом поддерживают эту меру, рассчитывая на компенсационные механизмы со стороны государства (например, через демпфер или акцизную политику).

Газовый сектор: поставки и цены

На газовом рынке летом наблюдается относительное затишье и благоприятная ценовая конъюнктура для потребителей. Биржевые цены на газ в Европе упали до ~$406 за тысячу кубометров — минимальных уровней за последние несколько месяцев. Снижение цен на европейском хабе TTF было отмечено по итогам торгов прошлой недели и связано с сочетанием факторов, которые ослабили давление на рынок:

  • Рост поставок из Норвегии: Возобновление работы сразу нескольких крупных газодобывающих объектов и заводов в Норвегии после технических профилактик увеличило экспорт газа и успокоило участников рынка, уверив их в стабильности предложения.
  • Высокая генерация ВИЭ: Ожидается увеличение выработки электроэнергии на основе возобновляемых источников (прежде всего ветра) в ряде стран ЕС. В Германии, например, прогноз по ветроэнергетике позволил снизить потребность в газе для электростанций, что ослабляет спрос на газовое топливо в энергетике.
  • Подготовка к зиме и запасы: Страны Европы активно заполняют газохранилища. В Германии сообщается о расширении резервных мощностей крупнейшего хранилища в Редене, что сигнализирует о серьёзной подготовке к осенне-зимнему периоду. Высокие запасы на данный момент и ожидание комфортного прохождения зимы снижают биржевую нервозность.

Для сравнения, ещё в феврале текущего года газ стоил существенно дороже – котировки на TTF поднимались выше $600. На фоне же нынешнего переполненного рынка и прохладного лета цены на газ откатились ближе к средней стоимости за прошлый год (~$380). Экспортеры СПГ воспользовались ситуацией: импорт сжиженного газа Китаем в мае достиг рекордных 5,3 млн тонн с начала года, а европейские импортеры активно наращивают закупки СПГ, восполняя сокращение трубопроводных поставок из России. По данным ТАСС, доля России в общем импорте газа ЕС по стоимости в мае снизилась до третьего места, что отражает успехи политики диверсификации поставщиков в Европе.

Газовая отрасль России ориентируется на восток: экспорт трубопроводного газа по «Силе Сибири» и другим маршрутам в Китай растет, хотя общий физический объем поставок в Европу резко сократился. Что касается сжиженного природного газа, Россия в первом полугодии 2025 сократила объём поставок СПГ в Китай на 19,5% (до ~2,83 млн тонн) по сравнению с прошлым годом. Это связано с перенаправлением части объемов на другие азиатские рынки и внутрироссийским потреблением, а также с высокой базой прошлого года, когда Китай активно закупал дешёвый российский СПГ. В целом же, в условиях западных санкций, российская газовая стратегия делает ставку на строительство новых СПГ-заводов и развитие продаж в дружественные страны Азии и Ближнего Востока. Одновременно партнеры России по СНГ увеличивают экспорт: например, Азербайджан планирует нарастить экспорт газа до 33 млрд кубометров к 2030 году, значительная часть из которых пойдёт в Европу по южным маршрутам.

Электроэнергия и рекорды потребления

В электроэнергетике фиксируются рекордные нагрузки вследствие сезонных факторов. В России установившаяся жара привела к росту потребления электричества, особенно в южных регионах. По словам министра энергетики России Сергея Цивилева, летом 2025 года ожидается новый пик потребления электроэнергии на Юге России, который превысит прошлогодний. Уже прошедшей зимой фиксировались исторические максимумы нагрузки – осенне-зимний пик 2024/2025 оказался выше, чем летний максимум 2024 года. Теперь же энергетики готовятся к тому, что летний пик потребления 2025 года обновит рекорд благодаря аномально жаркой погоде и возросшему использованию кондиционеров, систем охлаждения и орошения в сельском хозяйстве.

Энергосистема РФ в целом справляется с нагрузками: вводятся резервные мощности, осуществляются перегроссы электроэнергии между регионами при помощи единой энергосети. Правительство расширяет список современных технологий, доступных для энергетических проектов по заключению специальных инвестиционных контрактов, чтобы стимулировать модернизацию генерации и сетевой инфраструктуры. Это должно повысить надежность электроснабжения в периоды пикового спроса. Одновременно продолжается программа обновления тепловых электростанций и строительства новых объектов генерации, включая газовые и атомные блоки, в регионах с дефицитом мощности.

В Европе в фокусе внимания также находятся вопросы энергоснабжения в период летних волн жары. Несмотря на активное развитие «зелёной» энергетики, эксперты предупреждают о рисках дефицита электроэнергии в ближайшие годы, если рост потребления будет опережать ввод новых мощностей. Некоторые германские чиновники отмечают, что отказ от атомной и угольной генерации ставит задачу ускоренного наращивания резервных мощностей, чтобы избежать возможных перебоев. Пока же летом 2025 года ситуация стабильна: высокие температуры приводят к рекордному потреблению в отдельных странах, но развитая европейская энергосистема перераспределяет электроэнергию между странами, сглаживая локальные пики нагрузки. Кроме того, развитие систем накопления энергии и гибкого управления спросом помогает пройти пиковые часы без отключений.

Возобновляемые источники и климатические проекты

Альтернативная энергетика продолжает набирать обороты, демонстрируя масштабные проекты по всему миру. В Китае началось строительство крупнейшей в мире гидроэлектростанции в Тибете. Этот мегапроект гидроэнергетики призван повысить долю чистой электроэнергии в энергобалансе Китая и обеспечить энергией развивающиеся регионы. Гигантская ГЭС станет не только рекордной по установленной мощности, но и будет регулировать сток рек, что важно для предотвращения наводнений и обеспечения стабильного орошения.

В секторе ветроэнергетики отмечаются инновации в морской оффшорной отрасли. Норвежская судостроительная компания Vard получила заказ на строительство двух современных гибридных судов обслуживания ветропарков (CSOV) для работы на шельфовых ветроэлектростанциях. Эти суда с гибридными силовыми установками позволят эффективно проводить монтаж и техническое обслуживание морских ветряных турбин, снижая при этом углеродный след благодаря применению электродвигателей и аккумуляторов. Развитие инфраструктуры для оффшорных ВИЭ-проектов свидетельствует о зрелости отрасли и привлечении крупных инвестиций.

Тренд на развитие атомной энергетики в компактном исполнении также набирает силу. Чехия и Великобритания объявили о совместных планах строительства малых модульных реакторов (SMR). Подготовка к реализации первых таких проектов идёт полным ходом: ведутся технико-экономические обоснования, выбираются технологии (рассматриваются проекты реакторов нового поколения с мощностью до 300 МВт). SMR рассматриваются как перспективное решение для замещения выбывающих угольных и атомных мощностей в Европе, обеспечивая базовую генерацию с низкими выбросами.

Россия также не остается в стороне от глобального «зелёного» повестки. По данным Минэнерго РФ, в ближайшие 20 лет планируется увеличить выработку электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в десять раз. Для достижения этой цели государство стимулирует строительство солнечных и ветровых электростанций, локализацию производства оборудования, а также развитие технологий хранения энергии и водородной энергетики. Уже сейчас в ряде регионов России реализуются крупные проекты: новые ветропарки на Юге, солнечные станции в Поволжье и Сибири. Ожидается, что доля ВИЭ в энергобалансе страны существенно вырастет к середине 2030-х годов, что позволит диверсифицировать ТЭК и сократить углеродный след экономики.

Таким образом, начало недели приносит важные новости для инвесторов и участников рынка ТЭК: европейские санкции задают новый фон для торговли нефтью и нефтепродуктами, Россия адаптирует экспорт потоков на Восток, а энергорынки демонстрируют относительную стабильность цен на нефть, газ и электроэнергию. Одновременно отрасль развивается технологически – от возобновляемых источников до новых инфраструктурных проектов – что вселяет осторожный оптимизм в отношении будущей устойчивости топливно-энергетического комплекса.

OpenOilMarket
1
0

ООО «РЕСУРС» обновило прайс на нефтепродукты от 21.07.2025: рост по бензину, снижение по дизелю

Компания ООО «РЕСУРС» сообщает об актуализации цен на светлые нефтепродукты. По состоянию на 21 июля 2025 года на внутреннем рынке зафиксировано повышение цен на бензин и одновременное снижение по дизельному топливу.

Бензин АИ-95 (ЦФО):

  • ЛПДС Володарская — 74 900 руб. (+300), р=0,740
  • НПЗ Московский — 76 000 руб. (+400), р=0,740
  • НПЗ ЯНОС — цена по запросу, р=0,740

Бензин АИ-92 (ЦФО):

  • ЛПДС Володарская — 70 400 руб. (+400), р=0,740
  • НПЗ Московский — 70 000 руб. (+700), р=0,747
  • НПЗ ЯНОС — цена по запросу, р=0,740

Дизельное топливо ЕВРО:

ЦФО:
  • ЛПДС Володарская — 61 300 руб., р=0,845
  • НПЗ Московский — 60 900 руб. (-1 000), р=0,840
  • ЯНОС — цена по запросу, р=0,840
  • ЛПДС Володарская (второй прайс) — 61 800 руб. (-400), р=0,840
ЮФО:
  • НБ Пром-Нефть-Сервис — 63 800 руб. (-200), р=0,840
  • ЛПДС Никольское — 61 500 руб. (-300), р=0,840
  • ЛПДС Воронеж — 62 800 руб. (-200), р=0,840
  • ЛПДС Брянск — 61 500 руб., р=0,825

Аналоги дизельного топлива (ЦФО):

  • НПЗ Первый завод (ТВВ 1) — 53 500 руб., р=0,838

Анализ:

Цены на бензин марки АИ-92 и АИ-95 продолжают расти, отражая сезонный спрос и динамику оптового рынка. В то же время дизельное топливо показывает обратную тенденцию — снижение цен зафиксировано как в ЦФО, так и в ЮФО. Это может быть связано с ослаблением промышленной активности или корректировкой складских запасов. ООО «РЕСУРС» оперативно реагирует на изменения рынка, предлагая надёжные поставки и актуальные условия.

Сырьевые товары:

  • Brent Oil: $69.39 (+0.11 / +0.16%)
  • Natural Gas: 3.391 (-0.174 / -4.88%)

Драгоценные и промышленные металлы:

  • Gold: $3 357.50 (+0.80 / +0.02%)
  • Silver: $38.40 (+0.016 / +0.04%)
  • Copper: 5.5998 (-0.0047 / -0.08%)
  • Iron Ore 62%: 97.22 (-0.04 / -0.04%)
  • Nickel: 1 315.0 (-2.5 / -0.19%)
  • Aluminium: 2 635.90 (+47.65 / +1.84%)

Маржинальность экспортных перевозок угля в России упала до нуля на ключевых направлениях

Согласно оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в июле доходность экспортных железнодорожных перевозок угля продолжила снижение. На южных и северо-западных маршрутах маржинальность для операторов обнулилась, несмотря на уже низкие показатели в июне. Анализ: Резкое падение доходности свидетельствует о системных проблемах в логистике угольной отрасли. Это может привести к сокращению объёмов перевозок, уходу операторов с отдельных направлений и давлению на экспортные показатели. Ситуация требует пересмотра тарифной и субсидийной политики, особенно на фоне сохраняющегося давления со стороны санкций и снижения мировых цен на уголь.

Хедж-фонды массово сокращают длинные позиции в нефти — Bloomberg

По данным Bloomberg, хедж-фонды начали активно снижать количество длинных позиций по нефти. Участники рынка сокращают ставки на рост цен на фоне роста неопределённости и слабой макростатистики.

Анализ:
Снижение лонговых позиций указывает на изменение рыночных ожиданий. Игроки закладываются на возможную коррекцию или консолидацию цен. Это может повлиять на краткосрочную динамику нефти, особенно если будет сопровождаться снижением физического спроса или укреплением доллара. При этом такие действия хедж-фондов нередко предшествуют повышенной волатильности.

Трамп угрожает 100%-ными тарифами странам, покупающим российскую нефть

Сенатор США Линдси Грэм заявил в эфире Fox News, что Дональд Трамп в случае возвращения к власти введёт 100%-ные тарифы против стран, продолжающих покупать российскую нефть. Под угрозу санкций могут попасть Китай, Индия и Бразилия, которые суммарно приобретают около 80% объёмов российского сырья. По словам Грэма, «им придётся выбирать между американской экономикой и Россией».

Анализ:
Подобные меры могут радикально изменить структуру мирового нефтяного рынка и торгово-экономические отношения США с крупнейшими развивающимися странами. Если тарифы будут реализованы, это усилит геополитическое напряжение и, вероятно, ускорит дедолларизацию расчетов в мировой торговле. Для России это создаёт как новые вызовы, так и возможности переориентации потоков через альтернативные схемы.

Импорт СПГ в Европу приближается к 45 млрд куб. м — продолжается активная закачка в ПХГ

Согласно данным Gas Infrastructure Europe (GIE), с начала апреля Европа импортировала почти 45 млрд куб. м сжиженного природного газа (СПГ), что остаётся на рекордном уровне. Чистая закачка газа в подземные хранилища (ПХГ) ЕС достигла около 34 млрд куб. м из необходимых 61 млрд куб. м для достижения 90% уровня наполненности к началу зимнего сезона.

Анализ:
Рекордные объёмы импорта СПГ и активная закачка в ПХГ говорят о приоритетной задаче обеспечения энергетической безопасности перед зимним периодом. Европа стремится диверсифицировать поставки на фоне геополитических рисков и сохранять высокий уровень резервов. Темпы закачки соответствуют плану, однако остаются чувствительными к погодным условиям, спросу со стороны Азии и ценовой конъюнктуре на мировом рынке СПГ.

Импорт мазута в Китай вырос в июне, экспорт бункерного топлива — почти вдвое

Импорт мазута в Китай в июне составил около 1,4 млн тонн (≈295 708 баррелей в сутки), что на 7% выше майского уровня, но на 6% ниже показателя июня 2024 года. Восстановление импорта связано с решением властей провинции Шаньдун расширить налоговые льготы для некоторых независимых НПЗ. Общий объём импорта за первое полугодие снизился на 19,8% в годовом выражении — до 9,75 млн тонн.

Параллельно экспорт судового топлива с низким содержанием серы резко вырос: в июне он составил 2,32 млн тонн, что на 88% больше, чем в мае, и на 46% выше уровня июня прошлого года.

Анализ:
Рост импорта мазута указывает на частичное восстановление спроса со стороны независимых НПЗ, стимулированное региональными налоговыми мерами. Однако годовое падение отражает последствия изменения общенациональной налоговой политики. Резкий рост экспорта бункерного топлива сигнализирует о восстановлении спроса в морском секторе и повышенной конкурентоспособности китайских поставщиков. Общая динамика свидетельствует о постепенной адаптации отрасли к изменённым условиям.

ЕС ограничивает импорт нефтепродуктов из третьих стран, произведённых из российской нефти

Согласно данным Global Trade Research Initiative (GTRI), экспорт топлива из Индии в Европейский союз на сумму до $15 млрд может оказаться под угрозой. Это связано с новым, 18-м пакетом санкций ЕС, направленным на сокращение нефтяных доходов России. Ключевая мера — запрет на импорт нефтепродуктов, произведённых из российской нефти, даже если переработка происходила за пределами РФ. Исключения предусмотрены только для стран-союзников ЕС — США, Великобритании, Канады и Швейцарии.

Анализ:
Жёсткое ужесточение правил по обходному импорту ударит не только по России, но и по ряду перерабатывающих центров, включая Индию. ЕС фактически вводит «трассировку происхождения нефти», что может изменить глобальные логистические цепочки и усилить давление на прозрачность источников сырья. Индийский экспорт окажется под угрозой потери европейского рынка, что вынудит поставщиков искать альтернативные направления или адаптироваться к новым стандартам происхождения.

Монголия подписала торговое соглашение с ЕАЭС: отмена пошлин и новые экспортные возможности

Монголия заключила временное торговое соглашение с Евразийским экономическим союзом, в который входят Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения. Доступ к рынку с населением более 200 миллионов человек открывает монгольским производителям и экспортёрам новые экономические перспективы.

Соглашение предусматривает отмену таможенных пошлин на 367 товарных позиций. В частности, исключена пятипроцентная пошлина на дизельное топливо, мазут, керосин и смазочные материалы. Это приведёт к снижению стоимости топлива на 147 тугриков за литр, что напрямую повлияет на удешевление перевозок и промышленного производства.

Анализ:
Договор с ЕАЭС — стратегически важный шаг для Монголии, нацеленный на диверсификацию экспорта и снижение зависимости от ограниченного круга внешнеэкономических партнёров. Устранение пошлин по ключевым позициям создаёт реальный эффект экономии и стимулирует монгольский бизнес к наращиванию поставок. Это также укрепляет связи с соседними странами, особенно Россией, и способствует углублению интеграции в евразийское экономическое пространство.

Азербайджан увеличит экспорт газа до 33 млрд куб. м к 2030 году — ставка на ЕС и стабильность

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что страна планирует увеличить газовый экспорт с текущих 25 до 33 млрд куб. м в год к 2030 году. Дополнительные 8 млрд куб. м будут обеспечены за счёт расширения добычи, о чём ранее сообщалось на Caspian Energy Week.

Баку активно ищет рынки сбыта новых объёмов, включая страны ЕС. Алиев подчеркнул, что уже сегодня почти 50% всего экспортируемого газа (13 млрд куб. м из 25,2 млрд) уходит в Европу. В 2021 году Азербайджан и ЕС подписали Декларацию о стратегическом партнёрстве в энергетике, после чего экспорт в Европу вырос с 8 до 13 млрд куб. м. В настоящее время азербайджанский газ поставляется в 12 стран, из них 10 — европейские, включая 8 государств ЕС.

Алиев отметил важность расширения инфраструктуры и призвал ЕС к прагматизму в рамках «зелёной» повестки. При этом он подчеркнул, что энергетическая политика Азербайджана деполитизирована и строится на коммерческих принципах, без стремления конкурировать с поставками российского газа.

Анализ:
Планы Азербайджана по увеличению экспорта газа к 2030 году отражают стратегическую ориентацию на устойчивое партнёрство с Европой и диверсификацию энергетических маршрутов. Упор на надёжность и внеполитический характер поставок делает страну привлекательным партнёром в условиях энергетической нестабильности. Однако реализация этих планов требует расширения инфраструктуры, включая мощности Южного газового коридора и терминалы в странах-получателях. ЕС, в свою очередь, получает шанс укрепить долгосрочную энергетическую безопасность, не нарушая баланс с зелёным курсом.

Brent растёт до $69,30 на фоне геополитики и неопределённости с санкциями

Сентябрьский фьючерс на нефть марки Brent в понедельник вырос на 0,03%, достигнув $69,30 за баррель к 9:21 мск на площадке ICE. WTI с поставкой в сентябре остаётся на уровне около $66,05/баррель — без изменений относительно пятницы, несмотря на утренний подъём на 0,17% до $66,16.

На рынок давят опасения из-за пробуксовки торговых переговоров между США и ЕС по пошлинам — ситуация способна замедлить спрос на сырьё и рост экономик обеих сторон. Одновременно страны ОПЕК+ продолжают наращивать добычу, расширяя предложение.

Новый санкционный пакет ЕС против российской нефти вызвал сдержанную реакцию на рынке. Аналитики считают, что наиболее чувствительной мерой станет запрет на импорт нефтепродуктов, произведённых из российской нефти за пределами России. Однако признают: отследить происхождение сырья в таких поставках крайне сложно.

Дополнительным фактором остаются переговоры по «ядерной сделке» с Ираном, намеченные на пятницу с участием Великобритании, Франции и Германии. Их возможный успех снизит вероятность восстановления европейских санкций и сохраняет стабильность поставок иранской нефти.

Анализ:
Рынок нефти находится в состоянии баланса между потенциальными рисками и текущим избытком предложения. Умеренный рост цен на фоне разнонаправленных факторов отражает ожидание участников рынка новых сигналов — как по линии геополитики, так и по фундаментальному спросу. Повышенное внимание следует уделить исходу переговоров с Ираном и возможности появления механизмов контроля за происхождением топлива в рамках санкционной политики ЕС.

Япония сократила спрос на нефть более чем на 40% с 2000 года — минимум с 1968

По итогам 2024 года спрос на нефть в Японии, включая лёгкие углеводороды, составил 3,2 млн баррелей в сутки, снизившись на 5% за год и на 43% по сравнению с 2000 годом. Это самый низкий показатель с 1968 года, согласно данным Energy Institute. Доля Японии в мировом спросе на нефть упала с 10% в 1973 году до 3,2% в 2024 году.

Ключевыми факторами снижения стали демографические изменения — более 30% населения Японии старше 65 лет — а также свёртывание нефтеперерабатывающих мощностей. С 2000 года объём переработки нефти в стране сократился с 5 млн до 3 млн баррелей в сутки.

На снижение влияет и конкуренция со стороны более технологичных НПЗ в Китае, Индии и Южной Корее. Японские НПЗ, как правило, менее оснащены для глубокой переработки и работают с более дорогими сортами нефти с низкой плотностью и низким содержанием серы, что снижает их конкурентоспособность.

Анализ:
Япония продолжает демонстрировать системное сокращение нефтяного потребления на фоне стареющего населения, структурной деиндустриализации и роста энергоэффективности. Упадок внутренней переработки и снижение доли в глобальном спросе закрепляют тренд на смещение энергетического центра тяжести в сторону развивающихся стран Азии. Это также отражает глобальный переход от традиционных углеводородов к более устойчивым источникам энергии.

АЛРОСА рассматривает новые сделки в секторе золотодобычи

Глава Якутии заявил, что компания АЛРОСА изучает возможности приобретений в золотодобывающем сегменте. Речь идёт о потенциальных сделках на фоне растущего интереса к диверсификации сырьевой базы. Анализ: Выход АЛРОСА за пределы алмазного бизнеса и усиление в золотодобыче может повысить устойчивость компании к волатильности на отдельных сырьевых рынках. Это также отражает стратегию усиления позиций в ключевых экспортных сегментах и укрепления ресурсной базы на территории России.

«Селигдар» прогнозирует рост цен на золото до $3300–3400 к концу года

По оценке компании «Селигдар», котировки золота к концу 2025 года могут достичь уровня $3300–3400 за унцию. Прогноз основан на сохраняющейся геополитической напряжённости, инфляционных рисках и росте спроса со стороны центральных банков.

Анализ:
Прогнозируемый рост цен усиливает инвестиционную привлекательность сектора драгоценных металлов и создаёт благоприятные условия для российских золотодобытчиков. На фоне глобальной нестабильности золото продолжает выполнять роль защитного актива, и повышение его стоимости укрепит финансовые результаты компаний отрасли во втором полугодии.

Омский НПЗ запретил устройства с GPS: меры безопасности после инцидентов

На территории Омского нефтеперерабатывающего завода (принадлежит «Газпром нефти») введён запрет на использование любых устройств с функцией геолокации — от смартфонов и навигаторов до автомобилей с GPS. Разрешены только кнопочные телефоны без спутниковых трекеров. Руководство объяснило меры необходимостью усиления безопасности и защиты от возможных диверсий.

За нарушение новых правил предусмотрены штрафы: 5 тыс. рублей для сотрудников завода и до 100 тыс. рублей для представителей подрядных организаций. По информации канала Baza, персонал выражает недовольство, считая ограничения мешающими рабочим процессам.

Фон событий — два пожара на Омском НПЗ в августе 2024 года, один из которых сопровождался взрывом. Однако официальной связи между инцидентами и использованием GPS-устройств установлено не было.

Анализ:
Запрет геолокационных устройств на стратегических промышленных объектах указывает на ужесточение внутреннего режима безопасности в условиях растущих внешних рисков. Хотя прямых доказательств угрозы от GPS нет, компания действует на опережение. При этом конфликт между мерами безопасности и операционной эффективностью может обострить отношения внутри коллектива и с подрядчиками.

Венгрия, Сербия и Россия обсуждают строительство нового нефтепровода

Глава МИД Венгрии Петер Сийярто заявил, что Будапешт, Белград и Москва провели переговоры о создании нового нефтепровода. Проект предполагает альтернативный маршрут поставок нефти из России в Европу, минуя традиционные направления, находящиеся под давлением санкционной политики ЕС.

Анализ:
Инициатива по строительству нового трубопровода свидетельствует о стремлении ряда стран Центральной Европы сохранить энергетическую связность с Россией на фоне ужесточающихся ограничений. Такой проект может повысить энергетическую устойчивость Сербии и Венгрии, но вызовет противодействие со стороны Брюсселя. В долгосрочной перспективе он укрепит роль этих стран как транзитных хабов вне доминирующих инфраструктур ЕС.

США могут начать обсуждение с Китаем по поводу импорта иранской нефти — Бессент

Американский чиновник Бессент сообщил, что США рассматривают возможность начала консультаций с Китаем по вопросу импорта иранской нефти, находящейся под санкциями. Обсуждение может затронуть масштабы поставок и соблюдение санкционного режима. Анализ: Вероятный диалог между Вашингтоном и Пекином по вопросу иранской нефти указывает на попытку США усилить контроль над обходными схемами поставок. Китай является основным покупателем иранского сырья, и любые ограничения или договорённости могут повлиять на баланс мирового рынка нефти и дипломатические отношения между странами.

«Русал» увеличил ж/д экспорт алюминия на 26% в I полугодии 2025 года

Согласно статистике, опубликованной «Интерфаксом», компания «Русал» увеличила объёмы железнодорожного экспорта алюминия в первом полугодии 2025 года на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Анализ:
Рост железнодорожных поставок отражает восстановление логистических каналов и устойчивый внешний спрос на алюминий из России. Это также может свидетельствовать об активизации экспорта в обход морской инфраструктуры в условиях внешних ограничений. Динамика подтверждает адаптацию «Русала» к санкционному давлению и перенастройку экспортных маршрутов.
Добавить комментарий:
Сообщение
Перетащите файлы
Ничего не найдено