Новости нефтегаз и энергетика — 13 ноября 2025: сделки, геополитика, добыча и экспорт

/ /
Новости нефтегаз и энергетика — 13 ноября 2025: сделки, геополитика, добыча и экспорт
75

 Актуальные новости нефтегазового и энергетического сектора на 13 ноября 2025 года: сделки, геополитика, экспорт, добыча нефти и газа, влияние санкций и баланс мирового рынка. Аналитика для инвесторов и участников ТЭК.

Актуальные события топливно-энергетического комплекса (ТЭК) на 13 ноября 2025 года привлекают внимание инвесторов и участников рынка своей неоднозначностью. Прорыва в отношениях между Россией и Западом по-прежнему не наблюдается – напротив, Соединённые Штаты ввели новые санкции против крупных российских нефтяных компаний, что свидетельствует об усилении санкционного противостояния. Мировой рынок нефти, который ранее находился под давлением из-за избыточного предложения и замедления спроса, остаётся в хрупком равновесии: цены марки Brent удерживаются в районе середины $60 за баррель (около $64–66), отражая баланс противоборствующих факторов. Европейский газовый рынок встречает зиму с рекордными запасами: подземные хранилища газа (ПХГ) в ЕС заполнены более чем на 95%, обеспечивая надёжный резерв и удерживая цены на сравнительно умеренном уровне. Тем временем глобальный энергопереход достигает новых высот – во многих странах фиксируются рекорды генерации от возобновляемых источников, хотя для устойчивости энергосистемы по-прежнему необходима поддержка традиционных ресурсов. В России после всплеска цен на топливо власти продлевают до конца года запрет на экспорт бензина и ограничивают вывоз дизеля, стремясь стабилизировать внутренний рынок. Ниже представлен подробный обзор ключевых новостей и тенденций нефтяного, газового, электроэнергетического и сырьевого секторов на текущую дату.

Рынок нефти: угроза избытка предложения и замедленный спрос

Мировые нефтяные котировки продолжают демонстрировать относительную стабильность на невысоких уровнях. Североморская эталонная смесь Brent торгуется около $65 за баррель, американская WTI – вблизи $60. Текущие цены примерно на 10% ниже, чем год назад, отражая постепенную нормализацию рынка после экстремальных пиков энергокризиса 2022–2023 годов. Равновесие поддерживается сочетанием нескольких факторов:

  • Рост добычи ОПЕК+. Нефтяной альянс с начала года последовательно увеличивает предложение. Осенью 2025 года совокупная квота добычи ключевых участников сделки практически вернулась к допандемийным уровням: ежемесячные смягчения ограничений с весны привели к приросту добычи на несколько миллионов баррелей в сутки. Это наращивание предложения уже отразилось в росте мировых запасов нефти и нефтепродуктов, усиливая давление на цены.
  • Замедление спроса. Темпы роста глобального потребления нефти существенно снизились. Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует прирост спроса в 2025 году всего около +0,7 млн барр./сутки (против +2,5 млн в 2023-м). ОПЕК оценивает рост спроса примерно в +1,3 млн б/с. Замедление экономики, особенно промышленного сектора Китая, и эффекты предыдущих высоких цен стимулировали энергосбережение и сдержали аппетит потребителей.
  • Геополитика и санкции. Затяжной конфликт вокруг Украины и отсутствие прогресса в переговорах означают сохранение, а местами и усиление санкционного давления на российский нефтегазовый сектор. В конце октября администрация США впервые за долгое время расширила санкции, включив в список крупнейшие нефтяные компании России. Эти меры заставляют торговые потоки перестраиваться: например, индийские НПЗ уже сигнализируют о готовности сократить закупки российской нефти, чтобы избежать вторичных санкций. С одной стороны, такие шаги увеличивают неопределённость и создают риск-премию в ценах на нефть. С другой стороны, глобальные поставки пока продолжают перенаправляться альтернативными маршрутами, и непосредственного дефицита сырья на рынке не возникло. В результате нефтяные котировки колеблются в узком диапазоне, не получая импульса ни к новому ралли, ни к обвалу.

Совокупное влияние этих факторов формирует умеренный перевес предложения над спросом. Рынок балансирует на грани профицита, и биржевые цены уверенно держатся заметно ниже максимумов прошлого года. Многие аналитики предупреждают, что при сохранении текущих трендов уже в 2026 году среднегодовая цена Brent может опуститься до ~$50 за баррель. Пока же участники рынка занимают выжидательную позицию, отслеживая как фундаментальные показатели (запасы, уровень добычи), так и политические сигналы со стороны ОПЕК+ и ключевых держав.

Рынок газа: полные хранилища Европы обеспечивают стабильность цен

На газовом рынке в центре внимания остаётся Европа, успешно завершившая сезон закачки топлива. Страны ЕС добились заполнения своих газохранилищ более чем на 95% от общей ёмкости – это значительно выше целевого уровня 90%, установленного на начало зимы, и рекорд для последних лет. Настолько высокий запас прочности перед отопительным сезоном укрепляет энергетическую безопасность региона. Уже к середине ноября в ряде западноевропейских стран объём газа в ПХГ приблизительно сравнялся с объёмом, имеющимся год назад в разгар зимы, что позволяет с оптимизмом смотреть на предстоящие холодные месяцы.

Высокие запасы и стабильные поставки сжиженного природного газа (СПГ) поддерживают относительно спокойную ценовую обстановку на европейском газовом рынке. Фьючерсы на газ на нидерландском хабе TTF колеблются вокруг 31–33 €/МВт·ч (порядка $380 за тысячу кубометров) – в разы ниже кризисных пиков 2022 года. Спрос и предложение в Европе сейчас близки к балансу: умеренное потребление и тёплое начало осени позволили увеличить резервы без скачка цен. Импортёры ЕС продолжают активно закупать СПГ по всему миру – регазификационные терминалы работают с высокой загрузкой, принимая танкеры из США, Катара, Африки, Австралии и других регионов. Это компенсирует прекращение трубопроводных поставок из России: с января 2025 года транзит российского газа через Украину полностью остановлен, а газопровод «Ямал–Европа» закрыт из-за санкций, поэтому единственным маршрутом трубопроводного газа из РФ в Евросоюз остаётся «Турецкий поток» через Балканы (около 50 млн куб. м в сутки, лишь малая доля от прежних объёмов).

В результате диверсификации поставок Европа вошла в зиму практически без зависимости от российского газа. Риски, конечно, сохраняются: аномально холодная погода могла бы повысить потребление топлива, а конкуренция с Азией за спотовые партии СПГ способна усилиться, если экономика Китая и других стран региона ускорится. Тем не менее на данный момент баланс на европейском газовом рынке выглядит устойчивым, а цены – сравнительно невысокими. Такая ситуация благоприятна для промышленности и энергетики Европы в преддверии пиковых нагрузок, снижая вероятность повторения ценовых шоков, наблюдавшихся в недавнем прошлом.

Международная политика: энергопартнёрство Запада и новые санкции

Западные страны предпринимают скоординированные шаги для перестройки глобальных энергетических связей на фоне геополитической напряжённости. В начале ноября на энергетическом форуме в Афинах были заключены крупные соглашения, призванные сократить влияние России на европейский рынок газа. Так, американская компания ExxonMobil подписала контракт на разведку и добычу природного газа в акватории Греции совместно с местными партнёрами. Параллельно Греция заключила свою первую долгосрочную сделку на импорт сжиженного газа из США: начиная с 2030 года страна будет получать по контракту не менее 0,7 млрд кубометров СПГ в год с перспективой увеличения до 2 млрд кубометров. Эти сделки вписываются в общую стратегию Евросоюза по замещению российских энергоресурсов: в июле ЕС и США заключили торговое соглашение, по которому Европа обязалась закупать порядка $250 млрд в год американских энергоресурсов (нефти, газа, ядерного топлива) в ближайшие три года.

Американские официальные лица открыто заявляют о намерении вытеснить «каждую последнюю молекулу» российского газа с рынков Западной Европы. Новое энергетическое партнёрство уже приносит результаты: европейский рынок быстро переориентировался на СПГ, а такие страны, как Греция, превращаются из конечных потребителей российского газа в хабы для распределения американского топлива по Европе. Одновременно Евросоюз ужесточает собственные ограничения: утверждён план полного запрета импорта российского СПГ с 2027 года, а ранее были введены эмбарго на нефть и нефтепродукты из РФ. Таким образом, энергетическая карта Европы стремительно меняется – доля США, Ближнего Востока и других альтернативных поставщиков неуклонно растёт.

Однако усиление санкций имеет и побочные эффекты для участников рынка. **Индия**, которая стала крупнейшим покупателем российской нефти со скидкой, теперь вынуждена пересматривать свою стратегию. В конце октября США внесли в санкционные списки российские нефтяные компании «Роснефть» и «Лукойл», что затрудняет расчёты с ними. Индийские нефтепереработчики, чтобы не лишиться доступа к финансовой системе США и не попасть под вторичные санкции, заявили о готовности резко сократить закупки сырья у этих компаний. По данным трейдеров, некоторые индийские НПЗ уже приостановили выполнение долгосрочных контрактов с «Роснефтью». Эти шаги могут снизить суммарный импорт российской нефти в Индию (в 2025 году он достигал рекордных 1,5–1,7 млн б/с) и переключить индийский спрос на ближневосточных и африканских поставщиков, пусть и по более высоким ценам. Таким образом, санкционное давление Вашингтона фактически вынуждает перераспределение мировых нефтяных потоков: российским компаниям приходится увеличивать скидки и ориентироваться преимущественно на Китай, Турцию и ряд других стран, не присоединившихся к санкциям.

Индия и Китай: корректировка импорта и рост собственной добычи

Крупнейшие азиатские экономики продолжают балансировать между импортом энергоресурсов и развитием внутренней добычи. **Индия** вследствие санкционного давления оказалась перед выбором: сохранить выгодные закупки дешёвой российской нефти или избежать разрыва торговых отношений с Западом. До недавних пор Индия активно наращивала импорт российской нефти, получая значительную скидку (в среднем $5–10 к цене Brent за сорт Urals). Это позволило российской нефти занять около 34% в структуре индийского импорта сырья. Однако новые санкции США против «Роснефти» и «Лукойла», а также угроза высоких пошлин на индийские товары в США, вынуждают Нью-Дели сократить зависимость от российских поставок. Крупнейшие индийские нефтекомпании сигнализируют о готовности практически полностью отказаться от закупок у санкционированных российских производителей к началу 2026 года. В краткосрочной перспективе Индия замещает выпадающие объёмы закупками из Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ) и Африки, хотя это и приводит к небольшому росту затрат на сырьё. Одновременно индийское правительство форсирует программу развития собственных месторождений: после объявления в августе национальной «глубоководной миссии» по поиску нефти и газа, государственная корпорация ONGC уже начала бурение сверхглубоких скважин в Андаманском море. Первые отчёты указывают на обнадёживающие результаты, что вселяет надежды на увеличение внутренней добычи и снижение зависимости от импорта в будущем.

**Китай**, в свою очередь, остаётся крупнейшим покупателем российских углеводородов, но параллельно делает ставку на наращивание собственной энергобазы. Пекин не присоединился к западным санкциям, воспользовавшись ситуацией для увеличения импорта по сниженным ценам. Хотя по итогам трех кварталов 2025 года Китай сократил импорт нефти из России примерно на 8% относительно рекордного прошлого года (до ~74 млн тонн за 9 месяцев), РФ по-прежнему занимает первое место среди поставщиков нефти в Китай. Одновременно китайские компании активно закупают сырьё в Саудовской Аравии, Малайзии, Бразилии и других странах, диверсифицируя источники. Общий импорт нефти КНР за январь–сентябрь вырос на ~2,5% год к году, превысив 420 млн тонн (около 11,3 млн баррелей в сутки). Помимо импорта, Китай увеличивает внутреннюю добычу: за первые три квартала 2025 года национальные производители извлекли порядка 150 млн тонн нефти (+1–2% г/г) и около 170 млрд куб. м природного газа (+5–6% г/г). Развитие месторождений, особенно шельфовых и труднодоступных, остаётся стратегическим приоритетом, чтобы снизить зависимость от внешних поставок. Тем не менее масштабы экономики Китая таковы, что в обозримом будущем страна сохранит статус крупнейшего импортёра энергоносителей: по оценкам экспертов, даже при наращивании добычи КНР будет вынуждена покрывать за счёт импорта не менее 70% своих потребностей в нефти и около 40% – в газе. Таким образом, Индия и Китай – два ключевых потребителя в Азии – адаптируют свои энергетические стратегии под новую глобальную реальность, сочетая поиск выгодных импортных возможностей с усилиями по развитию собственной добычи.

Энергопереход: новые рекорды ВИЭ и роль традиционной генерации

Глобальный переход к чистой энергетике в 2025 году продолжает набирать обороты. Во многих регионах достигнуты впечатляющие рубежи в сфере возобновляемой энергетики. **В Европе** по итогам 2024 года суммарная выработка электроэнергии на солнечных и ветряных электростанциях впервые превысила генерацию на угольных и газовых ТЭС, и эта тенденция сохранилась в 2025 году. Доля «зелёной» электроэнергии в энергобалансе Евросоюза неуклонно растёт, вытесняя уголь после кратковременного возвращения последнего в 2022–2023 годах. **В США** возобновляемые источники теперь обеспечивают свыше 30% производства электроэнергии; суммарная генерация ветра и солнца в начале 2025 года впервые превзошла выработку угольной генерации. **Китай** удерживает мировое лидерство по установленным мощностям ВИЭ: ежегодно вводятся десятки гигаватт новых солнечных панелей и ветротурбин, побивая рекорды предыдущих лет. По оценкам МЭА, совокупные инвестиции в глобальный энергосектор в 2025 году превысят $3 трлн, причём более половины этих средств направляется на развитие «зелёной» энергетики, модернизацию электросетей и системы хранения энергии.

Стремительный рост доли солнечной и ветряной генерации ставит новые задачи перед энергетической инфраструктурой. Даже достигнув рекордных показателей, ВИЭ остаются переменными источниками – их выработка зависит от погоды и времени суток. Для обеспечения надёжности энергоснабжения страны вынуждены поддерживать достаточные мощности традиционной генерации. В периоды низкой выработки ВИЭ – например, при штиле или ночью – для покрытия пиков спроса привлекаются газовые и угольные электростанции. В минувшем отопительном сезоне в отдельных европейских странах временами приходилось кратковременно увеличивать нагрузку на угольные ТЭС во время безветренной погоды, несмотря на экологические издержки. В ответ на эти вызовы правительства и компании активно инвестируют в создание систем накопления энергии (промышленных батарей, гидроаккумулирующих станций) и «умных» сетей, способных гибко перераспределять нагрузки. Эксперты прогнозируют, что уже к 2026–2027 годам возобновляемые источники энергии могут выйти на первое место в мире по объёму выработки, окончательно обойдя уголь. Однако на этом пути в ближайшие годы сохранится потребность в резерве из традиционных электростанций, играющих роль страховки от перебоев. Таким образом, глобальный энергопереход сопровождается новыми рекордами и инвестициями, но требует тонкого баланса между внедрением «зелёных» технологий и поддержанием стабильности энергосистемы.

Угольный сектор: высокий спрос в Азии при стабильных ценах

Несмотря на ускорение развития ВИЭ, мировой угольный рынок остаётся значимым сегментом энергобаланса. Спрос на уголь в 2025 году удерживается на высоком уровне, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе. **Китай** – крупнейший потребитель и производитель угля – продолжает сжигать огромные объёмы топлива. Ежегодная добыча китайского углепрома превышает 4 млрд тонн, что покрывает львиную долю внутренних потребностей. Тем не менее в периоды пикового спроса (например, жарким летом для кондиционирования или холодной зимой для отопления) даже этих колоссальных объёмов едва хватает, и КНР периодически наращивает импорт угля из таких стран, как Индонезия, Россия и Австралия, чтобы избежать дефицита. **Индия** также увеличивает потребление угля параллельно с ростом экономики и электрификации: национальная добыча угля бьёт рекорды, превысив 900 млн тонн в год, однако быстро растущий энергоспрос требует и наращивания импорта. Другие развивающиеся страны Азии (Индонезия, Вьетнам, Пакистан, Бангладеш) вводят в строй новые угольные электростанции, стремясь удовлетворить потребности населения и промышленности в доступной энергии.

Цены на энергетический уголь в 2025 году относительно стабилизировались после резких скачков, наблюдавшихся в период мирового энергокризиса. На ключевом азиатском рынке (австралийский уголь марки Newcastle) котировки удерживаются в диапазоне $130–150 за тонну, что значительно ниже пиков более $400, достигавшихся в 2022 году. Такая ценовая коррекция объясняется восстановлением баланса спроса и предложения: увеличенная добыча в странах-экспортёрах (Австралия, Индонезия, Россия, Южная Африка) и небольшое снижение спроса в Европе и Северной Америке (где ускорился уход от угля) компенсировали рост потребления в Азии. В результате глобальный угольный рынок вошёл в фазу относительной стабильности. Тем не менее экологические ограничения и инвестиции в чистую энергетику постепенно ограничивают перспективы долгосрочного роста спроса на уголь. Ожидается, что мировое потребление угля выйдет на плато в ближайшие годы, а затем начнёт медленно снижаться по мере реализации целей по декарбонизации экономики во многих странах. Пока же уголь продолжает играть существенную роль, обеспечивая базовую генерацию и промышленное производство, особенно в развивающихся экономиках.

Российский рынок топлива: продление экспортных ограничений ради стабилизации цен

На внутреннем рынке нефтепродуктов России во второй половине 2025 года реализуется комплекс мер для нормализации ценовой ситуации. В сентябре – октябре наблюдалось некоторое снижение оптовых цен на бензин и дизельное топливо после ажиотажного роста минувшим летом. Правительство РФ, стремясь предотвратить дефицит и новый скачок цен, продлило временные ограничения на экспорт топлива. В частности, введённый ранее запрет на вывоз автомобильного бензина для всех компаний-производителей и торговых посредников был сначала продлён на сентябрь, а затем обновлён до конца текущего года. Одновременно с этим с осени введены ограничения на экспорт дизельного топлива для независимых трейдеров, не располагающих собственным производством – эта мера призвана закрыть лазейки для вывоза дефицитного топлива за рубеж. По заявлению вице-премьера Александра Новака, эти шаги должны гарантировать приоритетное обеспечение внутреннего рынка нефтепродуктами.

Благодаря принятому пакету решений ситуация на АЗС заметно стабилизировалась. Биржевые цены на бензин и дизель откатились от пиковых значений, а розничные цены растут умеренными темпами – с начала года порядка 5–6%, что близко к общей инфляции. Заправочные станции по всей стране обеспечены достаточным объёмом горючего, включая завершение уборочной кампании и начало зимнего сезона. Правительство также увеличило объёмы субсидируемой продажи топлива на внутреннем рынке и ужесточило контроль за реализацией нефтепродуктов, чтобы исключить повторение ситуаций с резким скачком цен весной и летом. Дополнительно обсуждаются долгосрочные меры – например, повышение экспортных пошлин и корректировка демпферного механизма – для создания более устойчивой системы снабжения внутреннего рынка.

В результате предпринятых усилий внутренний топливный рынок РФ вошёл в зимний период в относительно сбалансированном состоянии. Властям удалось сбить ценовой ажиотаж и создать резерв запасов топлива. Участники рынка отмечают, что дальнейшая динамика цен будет зависеть от ситуации на мировом рынке (курса рубля, цен на нефть) и от дисциплины исполнения введённых ограничений. Тем не менее на данный момент российский топливный сектор демонстрирует признаки стабилизации, что особенно важно для экономики и населения в сезон повышенного потребления энергоносителей.


1
0
Добавить комментарий:
Сообщение
Перетащите файлы
Ничего не найдено