Кто такие фототролли и как бизнесу себя обезопасить
Использовали для своего сайта фото из интернета, а потом получили многомиллионный иск от их "автора"? В 2023 году в России резко выросло число исков так называемых фототроллей. В новом выпуске своего подкаста о бизнесе я, бизнесмен Сергей Терешкин, вместе с юристом Вадимом Терентьевым обсудили фототроллинг, а также где бизнесменам брать свободные от авторских прав фотографии и как обезопасить себя.
Кто такие фототролли и как они действуют
Большинство предпринимателей при оформлении сайта или магазина на маркетплейсе используют фото, находящиеся в свободном доступе. А потом получают иски от якобы владельцев или правообладателей этих фотоматериалов. В 2023 году число исков от так называемых фототроллей сильно выросло.
Особенно они пользуются юридической безграмотностью продавцов на B2C-маркетплейсах. На B2B-маркетплейсах в силу специфики продаваемого товара такого явления нет.
Свое название фототролли получили по аналогии с патентными троллями. История начинается с того, что юристы заключают договоры доверительного управления с фотографами, потом ищут площадки, на которых эти фото используются, и предъявляют претензии владельцам этих сайтов. В ход идет не только предложение досудебного урегулирования или иск в арбитражный суд, но и откровенный шантаж.
Ответственность за нарушение исключительных прав регламентируется в ст. 1301 ГК РФ. Согласно статье, автор либо иной правообладатель могут потребовать через суд возместить убытки или выплатить компенсацию:
- от 10 000 до 5 млн руб.;
- в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения — фотографии;
- в двукратном размере стоимости права использования фото — исходя из цены, которую заплатили за правомерное использование.
Фототролли пользуются солидной вилкой в сумме компенсации и запугивают своих жертв.
Кто находится в зоне риска
Бизнесмены, которые используют фото, находящиеся в свободном доступе в интернете, в коммерческих целях. Сюда относятся любые фото из поисковиков, стоков, таких как Pinterest, Shutterstock, Unsplash, любых маркетплейсов, соцсетей и т.д. Например, риэлторское агентство разместило на своем сайте фото квартиры не своего клиента, а взятые со стороннего ресурса, и получило от него иск.
Иск может подать и фотограф, который делал на заказ фотосессию ваших товаров, но работал без договора с четко описанными требованиями.
Компании чаще предпочитают не связываться с фототроллями, выплачивают компенсацию и не оспаривают ее. Такое поведение в итоге только способствует процветанию троллей.
Что делать, если на вас напал фототролль
Как только вы получили иск от фототролля, нужно представить в суд как можно больше доказательств, что вы имеете право использовать эти фото. Это могут быть:
- договор оказания услуг по приобретению фотографий в фотобанке;
- доказательства оплаты услуг фотостока;
- сертификат, подтверждающий правомерность использования фото на сайте;
- договор с фотографом, в котором указано, кто является правообладателем фото, и т.д.
Если фото из стока скачал для вас дизайнер, которому на курсах рассказали, что они там бесплатные, привлекайте к его делу.
Также можно обратить внимание суда на злоупотребление правом со стороны истца. Например, если он запрашивает за фото шторы, которую вы использовали в своем магазине на маркетплейсе, один миллион рублей. Или ранее у него уже было большое количество исков и подобных дел..
Иногда бывает так, что иск подает фототролль, называющий себя представителем правообладателя. В этом случае рекомендуем напрямую связаться с правообладателем. Возможно, он и не знает, что его авторские права кто-то "защищает".
Важно все это сделать в суде первой инстанции.
Как обезопасить себя от фото троллей
- Проверить, на каких условиях можно правомерно в коммерческих целях использовать фотографию со стока, откуда вы берете фото. Информация об этом есть в пользовательском или лицензионном соглашении. Подробнее об этом можно прочитать в группе ВК юриста Вадима Терентьева.
- Сразу после скачивания фотографии со стока зафиксировать доказательства правомерного использования. Например, сделать скриншот личного кабинета, сохранить информацию об оплате подписки на сток и т.д.
- Заключить договор с дизайнером, в котором указано, что скачанные им для вашего проекта фото могут быть использоваться для коммерческой деятельности. В этом случае при получении иска от фототролля вы сможете привлечь третье лицо — дизайнера.
- Использовать уникальные фото, сделанные на заказ у фотографа (самый дорогой способ). При этом с фотографом должен быть заключен договор, в котором указано, кто становится правообладателем готовых фотоматериалов.
Получить больше информации можно, посмотрев интервью с юристом Вадимом Терентьевым по ссылке.