Риск банкротства немецких автогигантов Mercedes, BMW и Volkswagen: что это значит для инвесторов
Автомобильная индустрия Германии оказалась в непростом положении. Под давлением конкуренции в Китае, снижения спроса в Европе и возможного повышения пошлин на импорт автомобилей в США немецкие автоконцерны Mercedes-Benz, BMW и Volkswagen столкнулись с серьёзными вызовами, угрожающими их финансовой стабильности. Некоторые аналитики предупреждают о потенциальных рисках банкротства, и это вызывает вопросы среди инвесторов: как далеко могут зайти эти проблемы и стоит ли вкладываться в эти компании?
Финансовые трудности и падение прибыли
Последние финансовые отчёты немецких автопроизводителей показали существенное ухудшение показателей. В частности:
- Mercedes-Benz сообщил о снижении прибыли на 64% до €1,2 млрд, а рентабельность упала с 12,4% до 4,7% — самый низкий показатель со времён пандемии.
- BMW зафиксировал снижение прибыли с €4,352 млрд в третьем квартале 2023 года до €1,7 млрд — тревожный сигнал для компании, которая всегда считалась финансово устойчивой.
- Volkswagen впервые рассматривает возможность закрытия трёх заводов в Германии, что свидетельствует о серьёзных внутренних проблемах.
Эти негативные показатели говорят о том, что крупные автоконцерны уже не справляются с внешними вызовами, включая конкурентное давление со стороны китайских производителей электромобилей и продолжающееся замедление экономики Европы.
Основные риски для автоконцернов
-
Пошлины на импорт в США: Дональд Трамп, как и в прошлом, рассматривает повышение пошлин на импорт автомобилей в США с целью поддержать внутренний автопром. Если пошлины действительно возрастут (в диапазоне от 10% до 200%), немецкие автопроизводители, для которых США являются важным экспортным рынком, могут потерять значительную часть доходов.
-
Снижение спроса в Европе: Европейский автомобильный рынок показывает снижение спроса на фоне высокой инфляции, экономических трудностей и политики поддержки местных производителей. Это снижает привлекательность продукции немецких брендов и угрожает их рыночной доле.
-
Конкуренция в Китае: Китайский рынок, где немецкие компании традиционно присутствуют, испытывает давление со стороны китайских производителей электромобилей, таких как BYD и Nio, которые стремительно растут и завоёвывают рынок.
-
Экологические ограничения и переход на электромобили: Внедрение жёстких экологических стандартов и переход на электромобили требуют колоссальных инвестиций. Темпы перехода на новые технологии создают финансовую нагрузку для традиционных производителей, которым приходится перестраивать свои производственные процессы.
Государственная поддержка: надежда или необходимость?
Немецкий автопром является стратегически важной отраслью, на которую приходится около 835 тысяч рабочих мест, и любое значительное ухудшение положения этой отрасли может вызвать волну безработицы и негативно сказаться на экономике страны. Однако, учитывая проблемы в других секторах, таких как химическая промышленность и машиностроение, ресурсы правительства для поддержки ограничены. Страна может столкнуться с необходимостью пересмотра экономической и промышленной политики, чтобы сохранить свои ключевые отрасли.
Возможные сценарии для инвесторов
-
Сценарий государственного вмешательства. В случае предоставления правительством значительных субсидий и льгот для автопроизводителей, такие компании, как Mercedes, BMW и Volkswagen, смогут пройти через трудности. Однако этот сценарий потребует значительных бюджетных затрат и не гарантирует восстановления долгосрочной прибыльности.
-
Консолидация и сокращение. Если компании будут вынуждены закрывать заводы и сокращать расходы, это может помочь улучшить показатели в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной — повлияет на их позиции на рынке.
-
Реструктуризация и переход на электротягу. Для того чтобы соответствовать требованиям экологических стандартов и сохранить конкурентоспособность, автопроизводители могут ускорить переход на электромобили. Это потребует инвестиций, но может привлечь интерес «зелёных» инвесторов и фондов.
Стоит ли инвестировать?
Для инвесторов немецкие автоконцерны сейчас представляют как рисковую, так и потенциально доходную инвестицию. С одной стороны, текущее снижение цен на акции BMW, Mercedes-Benz и Volkswagen может дать возможность купить активы по более низкой стоимости. С другой — сохраняются значительные риски, связанные с внешнеэкономическими факторами, такими как торговые пошлины, конкуренция в Китае и давление на рынки Европы.
Мнение эксперта: Если вы готовы к рискам и долгосрочным вложениям, инвестирование в эти компании может быть интересной возможностью, учитывая их лидирующие позиции на рынке и шансы на поддержку со стороны правительства. Однако краткосрочные вложения в текущих условиях могут быть менее привлекательными, учитывая внешние факторы и неопределённость на рынке.
Немецкий автопром оказался на перепутье, и ближайшие годы покажут, сможет ли он справиться с вызовами и адаптироваться к новым реалиям.
Сергей Терешкин, основатель и генеральный директор первого независимого маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET