Долги иностранных государств перед Россией достигли рекорда с 1998 года: Бангладеш – крупнейший должник

/ / /
Задолженность иностранных государств перед Россией в 2024 году: анализа должников и суммы
44
Долги иностранных государств перед Россией достигли рекорда с 1998 года: Бангладеш – крупнейший должник

Задолженность иностранных государств перед Россией выросла до $33,1 млрд — максимума за 26 лет. Разбор крупнейших стран-должников, роли СНГ и инвестиционных рисков для глобальных инвесторов.

Задолженность иностранных государств перед Россией в 2024 году выросла на $2,6 млрд и достигла $33,1 млрд – это максимальный уровень с 1998 года. Такую оценку приводит Всемирный банк, указывая на то, что российское кредитование зарубежных партнеров активно расширяется несмотря на санкционное давление. Москва превратилась в заметного кредитора для ряда развивающихся стран, наращивая выдачу государственных займов и экспортных кредитов.

По данным Всемирного банка, к концу 2024 года 38 стран имели долги перед Россией. Впервые за последние десятилетия крупнейшим должником оказалась не страна СНГ: Бангладеш обошла Белоруссию и вышла на первое место с задолженностью $7,8 млрд. Долг Белоруссии при этом сократился до $7,6 млрд, сместив ее на вторую позицию. В пятерку крупнейших заемщиков также вошли Индия ($4,9 млрд), Египет ($4,1 млрд) и Вьетнам ($1,4 млрд).

Новый максимум задолженности и исторический контекст

Объем внешних долгов перед Россией достиг рекордного значения за постсоветский период. Предыдущий пик приходился на 1998 год, когда сумма задолженности иностранных государств составляла около $38 млрд. Однако в конце 1990-х значительная часть этой суммы была наследием советских времен и впоследствии была реструктурирована или списана. В 2000-х годах Москва провела масштабное списание долгов развивающихся стран – по разным оценкам, более $100 млрд были прощены государствам Африки, Азии и Латинской Америки в рамках инициатив по облегчению бремени задолженности и укреплению дипломатических связей.

Благодаря списаниям старых долгов общая задолженность перед Россией существенно снизилась к 2010-м годам. Текущий рост до $33 млрд происходит главным образом за счет новых кредитов, выданных Россией за последнее десятилетие. В отличие от советской эпохи, современные займы носят целевой характер – они направляются на финансирование конкретных проектов и поддержку союзников. Таким образом, нынешний рекордный уровень долгов отражает активизацию роли России как кредитора в новых геополитических условиях.

Топ-5 крупнейших должников России

Основная часть задолженности сконцентрирована в нескольких странах. По итогам 2024 года на пять крупнейших заемщиков приходится почти 80% совокупного долга перед Россией. Лидеры выглядят следующим образом:

  • Бангладеш — $7,8 млрд (рост на $1,2 млрд за год)
  • Белоруссия — $7,6 млрд (снижение на $125 млн за год)
  • Индия — $4,9 млрд (рост на $799 млн за год)
  • Египет — $4,1 млрд (рост на $815 млн за год)
  • Вьетнам — $1,4 млрд (без изменений за год)

Для сравнения, самый минимальный долг перед Россией имеет небольшое островное государство Гренада – всего около $2 тыс., что свидетельствует о полном погашении или символическом характере обязательств. Контраст между крупнейшими и самыми мелкими должниками подчеркивает концентрацию российского кредитного портфеля: две ведущие страны (Бангладеш и Белоруссия) вместе обеспечивают почти половину всей задолженности перед Россией.

Страны СНГ: значение соседей и союзников

До недавнего времени именно страны СНГ возглавляли список должников России. Белоруссия долгое время оставалась крупнейшим заемщиком, регулярно привлекая российские кредиты для поддержки бюджета и реализации совместных проектов. Ее текущее второе место ($7,6 млрд долга) отражает продолжение тесных финансовых связей Минска и Москвы, хотя небольшой спад задолженности в 2024 году показывает, что Минск начал погашать часть обязательств.

Другие государства постсоветского пространства имеют существенно меньшие долги перед Россией. Например, Узбекистан в 2024 году увеличил свою задолженность лишь на $39 млн – вероятно, за счет освоения новых кредитных линий на инфраструктурные проекты. Страны Кавказа практически свернули долги: Грузия, например, в 2025 году полностью погасила оставшийся исторический долг перед РФ. В целом, доля стран СНГ в совокупном внешнем долге перед Россией сократилась, уступив место государствам Азии и Африки, однако для ключевых союзников – таких как Белоруссия – российские займы по-прежнему являются критически важными.

Экспортные проекты и стратегические интересы

Рост задолженности стран перед Россией обусловлен целенаправленной политикой кредитования, служащей одновременно экономическим и геополитическим целям. Значительная часть российских кредитов привязана к конкретным проектам: например, строительство атомных электростанций. Бангладеш получила от России финансирование на возведение АЭС «Руппур» – это объясняет стремительный рост ее долга почти на 19% за год. Аналогично, Египет наращивает заимствования для проекта АЭС «Эль-Дабаа» и других инфраструктур, что привело к увеличению его долга на 24% в 2024 году. Такие проекты обеспечивают российским компаниям (в частности, «Росатому») крупные экспортные контракты и долгосрочное присутствие на рынках партнеров.

Другим драйвером являются кредиты на закупку российской продукции, прежде всего вооружений. Индия – традиционный покупатель российского оружия – за прошедший год увеличила долг почти на $800 млн, вероятно, в рамках оплаты поставок систем ПВО и другой техники с рассрочкой платежа. Подобным образом, Вьетнам и Египет в предыдущие годы получали государственные экспортные кредиты на военную технику. Таким образом, кредитуя зарубежных клиентов, Москва поддерживает экспорт своих высокотехнологичных товаров и укрепляет оборонно-техническое сотрудничество.

Финансовые риски и инвестиционные аспекты

Для России предоставление кредитов другим государствам – это форма инвестиции, хотя и сопряженная с рисками. Займы обычно выдаются на льготных условиях: например, кредиты на АЭС имеют длительный льготный период и относительно низкие проценты. Это помогает партнерам обслуживать долг, но означает умеренную доходность для самого кредитора. Тем не менее, такие кредиты привязаны к будущим поставкам топлива, обслуживанию техники и другим сопутствующим услугам, что создает для российских компаний долгосрочные источники прибыли.

Риски невозврата, однако, сохраняются. Некоторые заемщики России испытывают долговую нагрузку и экономические трудности. Египет, например, сталкивается с дефицитом валюты, а экономика Белоруссии во многом зависит от поддержки Москвы. В случае дефолтов или необходимости реструктуризации, российскому бюджету пришлось бы взять издержки на себя, как это уже было ранее с долгами ряда стран. При этом общий объем таких активов ($33 млрд) пока не критичен для российской экономики (менее 2% ВВП), но заметно возрастает. Инвесторам важно учитывать, что наращивание внешних кредитов – это часть стратегии России по усилению влияния, которая имеет цену в виде замороженного капитала и потенциальных потерь при неблагоприятном развитии событий.

Перспективы: дальнейший рост кредитного портфеля

Судя по бюджетным планам, Россия не намерена снижать объемы внешнего кредитования. На 2026–2028 годы в федеральном бюджете заложено около 1,8 трлн рублей (порядка $18,5 млрд) на предоставление государственных и экспортных кредитов зарубежным странам – это на 14% больше, чем планировалось ранее. Такие ресурсы будут направлены преимущественно «дружественным» странам на финансирование инфраструктурных проектов, поставки техники и иные нужды.

Если все запланированные займы реализуются, совокупная задолженность перед Россией может обновить исторические максимумы уже в ближайшие годы, превысив уровни конца 1990-х. Это укрепит присутствие Москвы в экономиках партнеров, но одновременно увеличит потенциальные риски неплатежей. Глобальным инвесторам важно следить за этой динамикой: расширение российского кредитного портфеля отражает перераспределение финансовых влияний в мире – от традиционных западных доноров в сторону новых кредиторов, таких как Россия и Китай. Для стран-заемщиков российские деньги становятся альтернативным источником развития, а для Москвы – инструментом «мягкой силы» и расширения экономического влияния.


open oil logo
1
0
Добавить комментарий:
Сообщение
Перетащите файлы
Ничего не найдено