В мире снижается спрос на дизель: как это отразится на России

/ /
В мире снижается спрос на дизель: как это отразится на России
24.09.2024
29
Comment
На мировом рынке фиксируют снижение спроса на дизельное топливо (ДТ). Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает, что потребление ДТ и газойля по итогам этого года составит в среднем 28,3 млн баррелей в сутки (б/с), сократившись на 0,9% по сравнению с 2023 годом. При этом новые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) открылись в Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке, что еще больше увеличивает предложение ДТ на фоне падающего спроса.

Россия - один из крупнейших поставщиков ДТ на мировой рынок. Для отечественных нефтеперерабатывающих компаний - это основной экспортный продукт. До половины производимого в нашей стране ДТ отправлялось за границу. После закрытия для нас европейского рынка, ранее основного потребителя российского ДТ, поставки были перенаправлены в Индию, Турцию и другие страны. Причем, эксперты допускают, что значительные объемы нашего ДТ в результате все равно оказывались на европейском рынке. Если же спрос на ДТ действительно начнет падать по всему миру, то нам придется включиться в достаточно жесткую конкурентную борьбу с другими производителями. Которые часто будут иметь преимущество в логистике (за исключением наших поставок в Турцию) и не находятся под санкциями.

В МЭА утверждают, что падающий спрос уже сказался на рентабельности НПЗ, что вкупе с климатической повесткой стало причиной закрытия некоторых заводов в Европе. Причем экономику европейских НПЗ не спасает даже то, что, в отличие от ДТ, спрос на бензин и авиакеросин растет.

Около половины производимого в России дизельного топлива идет на экспорт
Но подавляющее большинство российских НПЗ принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), которые могут переложить затраты с одного сегмента деятельности на другой, более прибыльный. К примеру, с нефтепереработки на добычу. Кроме того, в кои-то веки, за отечественную нефтепереработку играет наша налоговая система, которая компенсирует часть издержек НПЗ за модернизацию, инвестиции в переработку и поставки топлива на внутренний рынок. Поэтому здесь общемировой тренд нас почти не касается, а вот борьба за рынки сбыта вполне возможна.

Как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, нужно очень аккуратно относиться к подобного рода прогнозам, поскольку они сделаны на основании весьма короткого промежутка времени. У ДТ есть преимущества - экономичность, но есть и стратегические сложности - его считают шумным, а главное, не экологичным. Но возьмем ситуацию прошлого года, когда в "зеленой" Европе возник серьезный дефицит ДТ летом и осенью, что привело к сильному росту цен на него. Что, кстати, стало одной из причин топливного кризиса у нас. Третьи страны закупали ДТ у нас, а свое отправляли в Европу.

Что касается ситуации в этом году, то сейчас наши компании чувствуют себя очень уверенно, говорит Симонов. Даже Bloomberg фиксирует в сентябре довольно приличный, на 10%, рост морских поставок дизеля и мазута из России. И пока никаких проблем со сбытом российского дизеля нет.

С другой стороны, эксперт по энергетике Кирилл Родионов считает, что в среднесрочной перспективе часть рисков для экспортеров российского ДТ будет связана с газификацией наземного грузового транспорта в Китае. Продажи тяжелых грузовиков на сжиженном природном газе (СПГ) в КНР в период с января по май 2024 года увеличилась на 127% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года (до 92,6 тыс. единиц). Доля "тягачей" на СПГ в общих продажах тяжелых грузовых авто увеличилась за тот же период с 10,1% до 21,4% соответственно. Доля "тягачей" на СПГ в общем парке тяжелых грузовых авто в КНР увеличится с 7,5% в конце 2023 года до 10% в конце 2024 года.

Здесь, правда, есть нюанс, Китай не самый крупный покупатель нашего ДТ. Основные объемы он выпускает сам, что, впрочем, не отменяет увеличения предложения и снижения спроса в случае уменьшения потребления ДТ в Поднебесной. Кроме того, за исключением Турции, у основных потребителей нашего ДТ - Бразилии и Индии - появляются другие варианты импорта. В этом году начинают работать новые НПЗ, среди которых самые крупные: завод Dangote в Нигерии мощностью 650 тыс. б/с, Dos Bocas в Мексике с 340 тыс. б/с, Al Zour в Кувейте на 615 тыс. б/с и Duqm в Омане на 230 тыс. б/с. Только их общая мощность - 1,8 млн б/с, и если хотя бы треть производимого ими продукта будет ДТ, то это увеличит предложение на 600 тыс. б/с. Причем для поставок в Индию или Бразилию они имеют логистические преимущества.

Также риски для спроса на ДТ несет ужесточении экологических ограничений, уточняет генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин. С 2020 года предельное содержание серы в судовом топливе, используемом в международных морских перевозках, не может превышать 0,5%. А в прибрежных территориях стран ЕС и Северной Америки этот порог составляет лишь 0,1%. Это создает риски не только для производителей мазута, но и поставщиков ДТ, поскольку выпуск низкосернистого ДТ требует дополнительных издержек на переработку нефти.

Также всё более серьезную конкуренцию ДТ будет составлять газомоторное топливо (ГМТ). Сюда относится не только СПГ, но и метанол и сжиженные углеводородные газы (СУГ). К сегодняшнему дню в мире в целом насчитывается 383 судна на СПГ, при этом еще 534 находятся на стадии строительства. Для сегмента СУГ количество действующих и строящихся судов составляет 107 и 84 соответственно, а для сегмента метанола - 27 и 198.

Но здесь нет худа без добра. По мнению Терешкина, переход на ГМТ в морском транспорте создает новые возможности для российской газовой отрасли. Технологий мало- и среднетоннажного производства СПГ достаточно для производства судового топлива. В свою очередь, производство метанола является одной из альтернатив монетизации природного газа в условиях сокращения поставок в Европу, считает эксперт.

Источник: https://rg.ru/2024/09/23/grozit-li-snizhenie-eksportnogo-sprosa-rossijskomu-dizelnomu-toplivu.html
Оставить комментарий:
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Вам может быть интересно
Комментарий с прогнозом бюджетных поступлений от нефтегазовой торговли для "Ведомостей".
В статье «Что будет с нефтегазовыми доходами бюджета до конца года» Сергей Терешкин, основатель и генеральный директор OPEN OIL MARKET, анализирует динамику нефтегазовых доходов федерального бюджета России за октябрь 2024 года. Он отмечает, что поступления составили 1,2 трлн руб., что на 55% больше, чем в сентябре, но на 25% меньше по сравнению с октябрем прошлого года. Основной причиной роста доходов стало увеличение сборов по налогу на дополнительный доход (НДД), которые в октябре достигли 491,6 млрд руб. Терешкин также указывает на сокращение субсидий для нефтеперерабатывающих заводов, что способствовало увеличению бюджетных поступлений. По его прогнозам, доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете за 2024 год останется около 31,7%, однако в следующем году может снизиться до менее чем 30% из-за повышения базовой ставки налога на прибыль и возможного снижения цен на нефть на фоне роста добычи в странах ОПЕК+.
Поделился своим мнением о создании нового центра торговли газом в Турции с читателями газеты "Взгляд".
Турция и Россия продолжают укреплять свое энергетическое сотрудничество, обсуждая создание совместного газового хаба. Этот проект может изменить баланс сил на энергетическом рынке Европы, повысить влияние обеих стран и обеспечить более стабильные поставки газа. Что значит этот проект для России, Турции и мирового энергетического рынка? Читайте в нашем материале.
За последние 10 лет акцизы на топливо выросли в 3 раза, а в 2025 году рост составит еще порядка 15%. Что будет с ценами и как избежать роста. Колонка Сергея Терешкина для "РБК Компании"
Терешкин: газификация и увеличение поставок в ЕС привели к росту добычи газа в РФ (Известия).
Эксперт объяснил, что это связано с увеличением поставок в ЕС. Узнайте, как изменились объемы добычи, что влияет на рынок энергоресурсов, и как это может сказаться на экономике. Подробности читайте в статье на сайте!"
Комментарий о перспективах угольной отрасли России для газеты "Взгляд".
В статье «Китай нашел замену российскому углю» обсуждается значительное сокращение экспорта российского угля в Китай. Согласно данным Главного таможенного управления КНР, за первые семь месяцев 2024 года экспорт российского угля снизился в 1,7 раза, достигнув 5,5 млрд долларов, а в физическом выражении — на 10%, до 54,4 млн тонн.

Основной причиной этого снижения стали введенные с января 2024 года таможенные пошлины на импорт энергетического и коксующегося угля в размере 6% и 3% соответственно. Эти меры направлены на поддержку внутренних производителей, которые значительно увеличили добычу угля. В 2023 году добыча угля в Китае превысила уровень 2019 года на 23%, достигнув 4710 млн тонн.

Кроме того, Китай активно инвестирует в возобновляемые источники энергии, такие как ветровые и солнечные электростанции, а также продолжает строительство атомных и гидроэлектростанций. В первой половине 2024 года совокупная мощность ветровой и солнечной энергетики в Китае достигла 1180 гигаватт, впервые превысив мощность угольной энергетики в 1170 гигаватт.

Для российской угольной отрасли это означает необходимость поиска новых рынков сбыта и решения логистических проблем, связанных с ограниченными возможностями Транссиба и БАМа. Эксперты отмечают, что в наибольшей степени пострадают компании, удаленные от Китая и основных транспортных артерий, такие как предприятия Кемеровской области.
Комментарий Сергея Терешкина для издания Vgudok.
В статье «Нефтяное половодье РЖД. Владельцы наливных грузов получили поддержку Кабмина в борьбе за приоритетный доступ к железной дороге» обсуждается решение правительства РФ перенести вступление в силу Правил недискриминационного доступа (ПНД) на 31 декабря 2024 года. Изначально планировалось, что эти правила начнут действовать с 1 сентября 2024 года. Это решение позволяет нефтепродуктам сохранить приоритет в железнодорожных перевозках, что особенно важно в условиях запрета на экспорт бензина, введенного в августе 2024 года и продленного на сентябрь и октябрь. Эксперты отмечают, что такая мера поддерживает маржинальность производства и сбыта нефтепродуктов, позволяя оперативно реагировать на текущую экономическую ситуацию и нивелировать возможные негативные последствия для железнодорожных компаний.
Поговорили с "Ведомостями" об экономике АЗС в России.
Финансовые показатели автозаправочных станций (АЗС) в России значительно различаются в зависимости от их расположения и бизнес-модели. Выручка одной станции может отличаться в 50 раз, а рентабельность — вдвое. Основной доход АЗС получают от продажи топлива, на которую приходится более 85% валового дохода. Однако развитие нетопливного бизнеса, такого как кафе, магазины и сервисные услуги, становится ключевым фактором для повышения прибыли. Продажа сопутствующих товаров и услуг может составлять от 10 до 25% выручки и более 50% прибыли станции. В условиях растущей фискальной нагрузки и стремления государства ограничить рост цен на топливо, владельцы АЗС активно развивают дополнительные сервисы, превращая заправки в центры придорожного сервиса.
Обсудили с "Ведомостями" перспективы транзита казахской нефти.
В августе 2024 года итальянская компания Eni, через свою дочернюю структуру «Аджип каспиан си» (Agip Caspian Sea), начала поставки казахстанской нефти в Германию по трубопроводу «Дружба». Сергей Терешкин, генеральный директор OPEN OIL MARKET, отметил, что для Казахстана более удобными являются поставки через инфраструктуру КТК, однако использование «Дружбы» связано с необходимостью обхода инфраструктурных ограничений. Он также подчеркнул, что добыча нефти в Казахстане снизилась на 50 тыс. баррелей в сутки с декабря 2023 года по июль 2024 года, что может повлиять на выполнение целей по поставкам через «Дружбу» в текущем году.
Комментарий для РБК.
С 1 августа 2024 года в России возобновляется запрет на экспорт бензина, который продлится как минимум до сентября. Это решение принято на фоне роста оптовых цен на топливо: с 20 мая по 30 июля стоимость АИ-92 увеличилась на 13%, а АИ-95 — на 29%. Рост цен обусловлен высоким спросом и плановыми ремонтами нефтеперерабатывающих заводов.

Эксперты отмечают, что такая модель регулирования, включающая временные запреты на экспорт, может стать постоянной практикой для стабилизации внутреннего рынка топлива. Однако это несет риски для нефтяной отрасли и требует развития более сложных механизмов, таких как срочный рынок и культура хеджирования рисков.

Для более подробного анализа ситуации и ее влияния на рынок топлива вы можете ознакомиться с полной статьей по ссылке выше.
Эксперт Терешкин: возвращение Ирана на нефтяной рынок нивелирует скачок цен (Прайм).
Возвращение Ирана на нефтяной рынок может существенно повлиять на мировые цены на нефть. Как именно это изменит баланс спроса и предложения, к чему готовиться инвесторам и какие риски несёт новый игрок на рынке – читайте в моём обзоре.