Что вы ищите:
Сокращение субсидий влечет риски роста топливных цен
Этот показатель включает выплаты по демпферу, которые призваны компенсировать недопоставки топлива на экспорт, а также субсидии по обратному акцизу и инвестнадабвке, которые зависят от уровня модернизации НПЗ.
Наиболее чувствительными к колебаниям экспортных цен являются субсидии по демпферу: чем ниже внешние цены на нефтепродукты, тем меньше экспортная альтернатива, которую должен компенсировать демпфер. По данным Минфина, в мае 2025 г. субсидии по демпферу составили лишь 42,5 млрд руб., что на 79% ниже, чем в мае 2025 г.
Уменьшение субсидий будет влиять на маржинальность нефтепереработки, которая и без того уже начала снижаться. По данным Росстата, сальдированная прибыль российских НПЗ снизилась на 94% (до 5,7 млрд руб.). Компенсировать потери можно за счет повышения цен, тем более что этому могут поспособствовать регуляторные изменения: правило «10-20» может быть изменено на «20-30». Речь идет о предельно допустимом отклонении биржевых топливных цен от законодательно установленного порога: сейчас диапазон такого отклонения для бензина АИ-92 составляет 10%, а для дизельного топлива (ДТ) — 20%.
Регуляторы могут повысить этот диапазон до 20% и 30% соответственно. Однако это создаст стимулы для повышения биржевых цен, на которых топливо закупают независимые АЗС, у которых нет собственных производственных мощностей. Как следствие, рентабельность таких АЗС в нынешнем году будет снижаться.
Источник: РБК Компании