Что вы ищите:
Не жми на газ: в ЕС тормозят принятие 18-го пакета санкций из-за нефти
ЕС не удается принять 18-й пакет санкций
18-й пакет антироссийских санкций, который никак не может согласовать Евросоюз, включает в себя запрет на использование инфраструктуры газопроводов «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2». Ограничения также коснутся двух китайских банков, которые сотрудничают с Москвой, российского нефтеперерабатывающего завода в Индии.
Судя по всему, согласование тормозит позиция Мальты. Как сообщали в Politico, ее представители оказались не готовы поддержать снижение потолка цен для российских энергоносителей, а это одна из основных экономических рестрикций в новом пакете. «Известия» также направили запрос в Еврокомиссию для уточнения деталей.
По сообщениям западных СМИ, новое предложение предполагает установление лимита на 15% ниже среднего значения рыночных цен за десять недель, что может опустить его приблизительно до $50 за баррель. Текущий потолок цен на нефть действует с декабря 2022 года. В феврале 2023-го он составлял $100 за баррель на «светлые» нефтепродукты (дизельное топливо, бензин) и в $45 за баррель на «темные» (мазут).
Предполагалось, что функционирование механизма будет оцениваться каждые два месяца, исходя из ситуации на рынке, а потолок — устанавливаться из расчета –5% от средней рыночной цены на российскую нефть и нефтепродукты, рассчитанной на основании данных Международного энергетического агентства.
Кроме того, после каждого изменения предельной цены должен был действовать переходный период сроком на 90 дней до его вступления в силу. Но ограничения, установленные в конце 2022-го и начале 2023-го не менялись с момента их введения. И это несмотря на то, что по подсчетам ИнфоТЭК, уже к концу 2023 года в рамках потолка перевозилось не более 30% российской нефти.
До введения санкций в отношении ресурсов РФ экспортировала порядка 4 млн баррелей нефти и 3 млн баррелей нефтепродуктов, говорит управляющий партнер компании «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева. Сейчас, по ее словам, основные потоки российской нефти идут в Китай и Индию, которые практически делят пополам этот экспорт из РФ.
Нефтяной потолок — самый «неработающий» вид санкций из всех ограничений, что были введены после 2022 года, говорит генеральный директор Open Oil Market Сергей Терешкин. По его мнению, страны ЕС следуют бюрократической логике: принятие каждого нового пакета создает видимость, что «что-то делается», вне зависимости от того, насколько целесообразны те или иные меры.
Кроме того, ключевое воздействие на соблюдение ценового потолка оказывают не ограничения стран ЕС и «Большой семерки», а фундаментальные факторы нефтяного рынка: динамика цен Urals, в целом, повторяет динамику цен Brent, с поправкой на дисконт в $10–12 за баррель. Цена Urals опускается ниже $60, когда цена Brent — ниже $70.
— Соответственно, цена Urals может опуститься ниже $50 за баррель только в том случае, если котировки Brent будут находиться вблизи $60. Однако для этого еще не созрели фундаментальные факторы, даже несмотря на торможение спроса и повышение квот ОПЕК+, — добавляет Терешкин.
Пока нет точных данных, как будет работать механизм, отмечает руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова. По ее словам, не совсем понятно, учитывали ли представители Еврокомиссии геополитические риски и возможный рост мировых цен до $100 за баррель.
Кто еще против новых антироссийских санкций
Предыдущий, 17-й пакет санкций ЕС принял в мае. Несмотря на то, что подавляющее большинство участников объединения поддерживают продолжение давления на Россию, согласовывать новые ограничения становится всё сложнее.
— Возникающие разногласия касаются, скорее, технических деталей и масштаба мер, чем самого принципа санкций против России. Некоторые государства-члены всё больше обеспокоены непреднамеренными экономическими последствиями для своей национальной промышленности, особенно в таких областях, как энергетика, логистика и товары двойного назначения, — говорит «Известиям» член Европарламента Томаш Здеховский.
Помимо Мальты, некоторые средиземноморские страны, включая Грецию и Кипр, выступали против снижения потолка, требуя одобрения всех участников G7. Несогласие с обновлением потолка цен выражали, в частности, в США.
Пока что в основном препятствует введению новых санкций Словакия, которая в последнее время выступает против оголтелой политики давления на РФ. В начале июня премьер республики Роберт Фицо заявлял, что она не поддержит 18-й пакет санкций, если ЕК так и не разрешит проблему с российскими энергоносителями. Братиславу не устраивает решение ЕС отказаться от ресурсов РФ. В итоге, 9 июля Братислава в третий раз не дала принять пакет.
Против давления на российский энергосектор выступает и Венгрия. Так, в конце июня Венгрия и Словакия выступили против принятия 18-го пакета санкций против России на встрече глав МИД стран ЕС в Брюсселе.
Помимо Мальты, Словакии и Венгрии, некоторые другие страны могут высказывать опасения по поводу конкретных секторов (например, морской торговли или финансов), отмечает Здеховский.
— Однако за пределами этих трех стран нет широкой скоординированной оппозиции. Общий консенсус по-прежнему силен, хотя и с учетом более тонкого внутреннего диалога, — обратил внимание евродепутат.
Более того, в Эстонии грозились заблокировать 18-й пакет санкций в случае, если из него исключат установление более низкого ценового «потолка» на российскую нефть. Об этом заявлял глава МИД страны Маргус Цахкна.
— Если Трамп не поддержал идею снижения потолка по политическим мотивам и потому что сам преследует цель снизить цены на нефть, то эстонцы высказывают свое недовольство исключительно из вредности, — отмечает Косарева.
Россия предпримет как защитные, так и контрмеры в ответ на 18-й пакет санкций, заявлял «Известиям» заместитель министра иностранных дел РФ Александр Грушко.
«Надо будет посмотреть, какие санкции они придумали. Мы будем отвечать на санкции, как мы до этого отвечали. Этими санкциями они очень часто стреляют себе в ногу, иногда и повыше. Мы далеки от практики нанесения ущерба либо пиления сука, на котором мы сидим, но тем не менее ответные меры, как защитные, так и контрмеры, будут предприняты», — сказал дипломат.
Несмотря на все разногласия, ЕС уже начал обсуждать новые санкции.
— Обсуждения 19-го пакета уже ведутся, хотя и находятся на ранней и неофициальной стадии. Главная проблема заключается в усталости от санкций — не политической, а технической. После 18 пакетов ограничения были введены против большинства очевидных объектов санкций. Теперь основное внимание уделяется ужесточению контроля (например, в отношении обхода санкций через третьи страны), расширению вторичных ограничений, уточнению экспортно-импортного контроля, — говорит «Известиям» Здеховский.
При этом он подчеркивает, что координация становится всё сложнее, поскольку меры должны быть адресными, юридически обоснованными и осуществимыми.
Источник: Известия