Как сырьевой маркетплейс лишает трейдеров рыночной власти

/ /
Как сырьевой маркетплейс отбирает рыночную власть у трейдеров
08.10.2024
16
Comment
- А нужен ли рынку нефтепродуктов маркетплейс? Ведь пока в России нет ярких примеров прибыльных B2B-торговых платформ.

- Нефтепродукты, в первую очередь дизельное топливо и бензин — это огромный рынок, который, например, на Санкт-Петербургской бирже (СПбМТСБ) занимает около 30% всего оборота торговли. Мы оцениваем его общий объем в 6 трлн руб. в год: около половины торгуется через биржу и тендеры, остальное — приходится на мелкооптовый сегмент, так называемый рынок конечного покупателя. Наша платформа создана именно для этой категории покупателей: аграрии, строители, перевозчики, и т.д. Они закупают небольшие объемы, и для них главным фактором является скорость и безопасность сделок.

OPEN OIL MARKET — это маркетплейс, где можно купить и продать нефтепродукты, а также посмотреть предложения всех поставщиков. Есть категория посетителей, которые просто заходят сделать срез рынка, чтобы затем уйти торговаться со своим поставщиком. С этого, по сути, начинается клиентский путь нашего покупателя.

- Подозреваю, что трейдеры не очень рады появлению такого инструмента, не так ли?

- Да, это может серьезно пошатнуть власть трейдеров на рынке. Сейчас открою небольшой секрет о том, где лежит наибольшая рентабельность перекупщика. В целом этот рынок — очень низкомаржинальный: при торговле между профессиональными участниками рынка наценка составляет 200-500 рублей на тонне, то есть меньше 1% от стоимости. Другое дело — конечные покупатели, у которых нет времени на анализ, и которые покупают по той же цене, что и «обычно». А рынок — очень волатильный, здесь в течение года стоимость может меняться на десятки процентов. Так вот, трейдер наибольшую прибыль получает на низком рынке — когда цена на бирже на минимуме, а покупателю можно продать по старой «усредненной» цене.

Но трейдеры трейдерам рознь. Есть профессиональные компании, которые действительно нужны рынку. Они закупают большой объем на бирже, и затем с небольшой наценкой реализуют его в рынок. Их услуги для рынка критически важны, потому что мелкий потребитель на биржу не пойдет: это долго, дорого и сложно. Поэтому честные трейдеры всем нам нужны, в том числе нужны и в OPEN OIL MARKET — порядка 40% предложения у нас размещают трейдеры. Но здесь они всегда размещают его с адекватной наценкой, потому что понимают — их цены будут размещаться рядом с ценами производителей.

- Кстати о бирже. Она ведь тоже создает инструмент для продаж в мелком опте. Как планируете конкурировать?

- Действительно, в СПбМТСБ давно уже говорят о планах развития продаж в мелком опте. И сейчас они запустили пилотный проект сервиса покупки методом самовывоза с определенных нефтебаз. Мы шутим, что биржа идет нашим путем.

Такой шаг логичен, как я говорил выше, рынок огромный, его называют самым большим неоцифрованным рынком страны. Но покупки на бирже накладывают ряд ограничений, это сложный процесс. На бирже нужно аккредитоваться, заплатить 100 тысяч рублей за допуск к торгам, сама платформа достаточно сложная, потому что предназначена для профессиональных игроков рынка.

И самое главное — это пункт о самовывозе. То есть покупатель прилагает достаточно серьезные усилия для регистрации, а потом — еще большие усилия для поиска и согласования условий с транспортной компанией. Это не простой процесс, потому что учитывая российские реалии, к транспортной компании у тебя должно быть еще больше доверия, чем к трейдеру. Потому что сейчас процентов 70 всего топлива попадает к покупателю, скажем так, не в полном объеме. Кроме того, закупки через биржу предполагают долгий срок ожидания отгрузки, до 10 дней, что для нашего сегмента покупателей зачастую слишком долго.

Как я уже говорил, маркетплейс это не только платформа для купли-продажи, а набор сервисов, которые облегчают жизнь пользователю, и помогают экономить не только деньги, но и такой не менее ценный ресурс, как время.

- Какие сервисы наиболее важны для покупателей в B2B-сегменте сегодня?

- Говоря о сервисах, нужно в первую очередь понимать потребности своей аудитории. Мы долго работали на этом рынке и сформулировали четыре основных вида потребностей, которые должен удовлетворять любой продавец — будь то трейдер или цифровая площадка.

Первое — это безопасность. На B2B-маркетплейсе человек рискует значительно большими деньгами, чем в рознице. Например, чек при заказе топлива оптом — от 300 тысяч до нескольких миллионов рублей. Поэтому мы разработали сервис безопасной сделки, который реализуем совместно с «Т-Банком». Смысл в том, что после оплаты заказа денежные средства поступают на номинальный счет. И только после успешной отгрузки и подписания закрывающих документов покупателем перечисляются на расчетный счет поставщика.

Следующий важный момент — это цена. Выше я уже говорил о том, что благодаря созданию конкурентной среды, цены на маркетплейсе значительно ниже. Экономия может достигать нескольких тысяч рублей на каждой тонне продукции. Кроме того, на маркетплейсе реализован сервис кредитования.

Важнейшая функция платформы — это сервис доставки. В этом наше ключевое отличие. У нас можно сразу купить топливо с доставкой и рассчитать стоимость. Это важнейший фактор для любого маркетплейса. Просто представьте, что покупая, условно говоря, одежду на OZON, вам нужно было бы ехать за ней в другой город или самостоятельно подбирать транспортную компанию.

Наконец, у нас частично реализован сервис аналитики. Вы можете посмотреть цены по регионам и видам продукции, проанализировать динамику и постараться спрогнозировать, как будет развиваться ситуация. Мы сейчас также разрабатываем сервис продвинутого прогнозирования, который будет анализировать десятки факторов и с помощью искусственного интеллекта строить предиктивные стоимостные модели.

- Насколько вообще сейчас готов покупатель к переходу на эти новые «цифровые рельсы»? Все знают, что рынок коммодити — достаточно консервативный и инертный, где покупают и продают по старинке.

- Да, рынок действительно консервативный. Но мир меняется, и это неизбежный процесс. Те же самые консервативные покупатели на рынке B2B сегодня каждый день покупают технику на Яндекс Маркете, продукты в Купере, одежду на OZON, а может, и автомобили на Wilberries. Привычки из B2C переходят в B2B, поэтому мы вправе ожидать взрывного роста сервисов для бизнес-покупателей уже в ближайшее время. Все B2C-макретпелйсы уже запускают разделы для B2B, это лучший индикатор потенциала рынка.

Конкретно в нашем случае — да, пока мы сталкиваемся с определенным недоверием к онлайн-концепции в целом. Поэтому много внимания уделяем коммуникациям, в том числе офлайн-коммуникациям, и постепенно подводим аудитории к старту работы на платформе. Сегодня у нас порядка 3000 постоянных покупателей и продавцов, в через несколько лет их должно стать порядка 60 тысяч.

- Какой объем заказов обеспечивают эти 3000 компаний?

- В 2023 году торговый оборот маркетплейса составил 5,9 млрд руб. Недавно мы продали 200-тысячную тонну топлива с 2021 года, и конечно, для нас это большое достижение.

При этом цифры по аудитории говорят о том, что многие потенциальные покупатели пока только присматриваются — они не делают заказов, но часто заходят на маркетплейс, изучают предложения и рынок. Мы понимаем, что это нормальный объективный процесс, при таком среднем чеке людям нужно больше времени на принятие решений.

- Планируете ли вы дальнейшее развитие ассортимента маркетплейса?

- Да, мы смотрим в целом на рынок коммодити. Нефтепродукты — это сегмент, с которого мы начали, потому что до этого на протяжении 10 лет занимались трейдингом нефтепродуктов и лучше всего понимали эту аудиторию. Потом увидели, что компаниям строительного сектора интересны пески и глины — добавили их на платформу. Перевозчикам — нужны оптовые поставки моторных масел — поставили и их.

В будущем мы, безусловно, настроены расширять ассортимент — уголь, удобрения, древесина, нерудные материалы, возможно зерно и другая сельскохозяйственная продукция. Все это появится на маркетплейсе в обозримом будущем, и сейчас мы активно работаем над масштабированием платформы, привлекаем инвестиции.

- Расскажите немного об инвестиционном процессе. Как вообще сейчас компаниям e-commerce привлекать инвестиции?

- Мы выбрали для себя модель pre-IPO, по которой привлекаем средства частных инвесторов через инвестиционную платформу «ВТБ Регистратор». Это сравнительно новый инструмент для российского рынка, но он уже доказал свою эффективность на примере ряда компаний. Смысла в том, что любой человек после несложной регистрации может стать нашим акционером и приобрести бумаги, которые затем будут торговаться на Мосбирже. Выход на IPO мы планируем в 2027 году.

Интересная фишка нашего инвестпроекта — это возмещение от Фонда Сколково. Мы попали в грантовую программу поддержки технологических проектов, благодаря которой Фонд возмещает инвесторам до 50% вложений. Сумма возврата зависит от НДФЛ, который вы заплатили за последние 3 года — вернуть можно всю сумму, до 20 миллионов рублей. Таким образом для инвесторов стоимость акций становится, фактически, вдвое ниже рыночной.

- А какая цель привлечения инвестиций? На что вы планируете их потратить?

- Все привлекаемые средства мы вложим в развитие продукта, маркетинг и продажи. Наша глобальная цель — достигнуть 22-процентной доли на мелкооптовом рынке нефтепродуктов к 2027 году. А это 736 миллиардов рублей торгового оборота. И все силы брошены на реализацию этой цели.

Источник: https://companies.rbc.ru/news/UnWP9OG3v2/kak-syirevoj-marketplejs-lishaet-trejderov-ryinochnoj-vlast...
Оставить комментарий:
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Вам может быть интересно
Комментарий для "Ведомостей" о потенциальном снижении цен на нефть.
Эксперты прогнозируют снижение цен на нефть в 2025 году, ожидая, что средняя стоимость нефти марки Brent опустится ниже $70 за баррель. Основной причиной этого является увеличение добычи в странах, не входящих в ОПЕК+, таких как США, Бразилия, Гайана, Канада и Аргентина. Сергей Терешкин, генеральный директор OPEN OIL MARKET, отмечает, что рост добычи в этих регионах оказывает давление на цены, несмотря на попытки ОПЕК+ регулировать рынок. Он также указывает на возможные планы Саудовской Аравии по увеличению нефтедобычи, что может усилить тенденцию к снижению цен.
Прокомментировал "Российской газете" о вопрос использования биотоплива в авиации.
С 2027 года Международная организация гражданской авиации (ИКАО) вводит обязательные меры по ограничению выбросов CO₂ для международных рейсов. Авиакомпании должны будут компенсировать превышение 85% уровня выбросов 2019 года, используя углеродные единицы или устойчивое авиационное топливо (SAF). Это может привести к увеличению стоимости международных перелетов: по оценкам, на 9% к 2030 году и на 21% к 2035 году. Для российских авиакомпаний дополнительные расходы в 2027 году могут составить 20–30 млрд рублей, что добавит 800–1200 рублей к цене билета. В России рынок биотоплива пока не развит, но планируется его развитие для обеспечения энергобезопасности и диверсификации энергоресурсов.
За последние 10 лет акцизы на топливо выросли в 3 раза, а в 2025 году рост составит еще порядка 15%. Что будет с ценами и как избежать роста. Колонка Сергея Терешкина для "РБК Компании"
Генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин комментирует последние решения Минэнерго по экспорту бензина и объясняет, почему снятие запрета стало актуальным шагом. В статье рассматривается, как стабилизация цен на внутреннем рынке влияет на экспортную политику, и анализируются потенциальные последствия для цен на топливо. Терешкин также объясняет, почему нефтяные компании заинтересованы в отмене ограничений, и делится своим мнением о дальнейшем развитии ситуации на рынке ДТ, учитывая сезонные колебания спроса на зимние сорта топлива.
Маркетплейс нефтепродуктов "Опен Ойл Маркет" планирует выйти на IPO в 2027 году (агентство экономической информации "Прайм").
Российский маркетплейс нефтепродуктов Open Oil Market объявил о планах выхода на IPO. Компания уже завершила этап pre-IPO и активно готовится к публичному размещению. Open Oil Market обещает изменить подход к закупке топлива, делая рынок более прозрачным и доступным для B2B-клиентов. Как это повлияет на отрасль и какие перспективы жд
Терешкин: уровень цен на бензин Аи-95 в опте и рознице сохранится до конца года.
На фоне нестабильной экономической ситуации и роста цен на энергоносители, сохранение текущего уровня стоимости бензина АИ-95 становится одной из ключевых тем для потребителей и бизнеса. Какие факторы влияют на рынок топлива, и что ждать в ближайшие месяцы? Подробнее читайте в нашей статье.
Комментарий для РБК.
С 1 августа 2024 года в России возобновляется запрет на экспорт бензина, который продлится как минимум до сентября. Это решение принято на фоне роста оптовых цен на топливо: с 20 мая по 30 июля стоимость АИ-92 увеличилась на 13%, а АИ-95 — на 29%. Рост цен обусловлен высоким спросом и плановыми ремонтами нефтеперерабатывающих заводов.

Эксперты отмечают, что такая модель регулирования, включающая временные запреты на экспорт, может стать постоянной практикой для стабилизации внутреннего рынка топлива. Однако это несет риски для нефтяной отрасли и требует развития более сложных механизмов, таких как срочный рынок и культура хеджирования рисков.

Для более подробного анализа ситуации и ее влияния на рынок топлива вы можете ознакомиться с полной статьей по ссылке выше.
Комментарий для "Ведомостей".
Статья «Крепкие энергосвязи» на сайте Сергея Терёшкина посвящена развитию энергетического сотрудничества между Россией и Китаем. В материале рассматриваются прогнозы роста энергопотребления в Китае, увеличение экспорта российской нефти, газа и угля в эту страну, а также участие российских компаний в строительстве атомных электростанций на территории КНР. Особое внимание уделено совместным проектам, таким как «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ – 2», с участием китайских инвесторов и банков. Статья подчеркивает укрепление энергетических связей между двумя странами и перспективы их дальнейшего развития.
Комментарий для "Российской газеты".
Эксперты прогнозируют ускорение роста цен на дизельное топливо к концу лета, однако этот рост не превысит уровень инфляции. В статье разбираются ключевые причины ценовых колебаний, сезонные факторы и меры, которые могут повлиять на ситуацию на рынке дизельного топлива. Узнайте, что ожидает рынок и как изменения могут сказаться на потребителях и компаниях.
В России снова дорожает бензин. Производители топлива отыгрывают свои издержки за счет потребителей, а регуляторы обсуждают различные способы стабилизации ситуации, в том числе и продление запрета на экспорт. Однако, как полагает генеральный директор Open Oil Market Сергей Терешкин, решить проблему можно только за счет кратного повышения нормативов продажи бензина через биржу.