Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК): инвестиционная деятельность и стратегические направления развития
Сектор: Машиностроение
Инвестиции за 2023 год: 87,8 млрд рублей
Инвестиции за 2022 год: 66,2 млрд рублей
Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) — ведущий российский холдинг в области авиастроения, объединяющий ключевые предприятия отрасли. В 2023 году компания увеличила объём инвестиций до 87,8 млрд рублей, что на 21,7 млрд рублей больше по сравнению с 2022 годом.
Основные активы Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК)
Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) обладает значительными активами, обеспечивающими её ведущую роль в российском и мировом авиастроении.
1. Производственные мощности
ОАК объединяет ряд заводов и конструкторских бюро, специализирующихся на разработке и производстве авиационной техники:
-
Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ): расположен в Хабаровском крае, является ведущим предприятием по производству истребителей семейства Су, включая новейший Су-57. В 2024 году на заводе введены новые мощности для увеличения выпуска истребителей Су-57, что свидетельствует о его стратегической значимости
Топвар
. -
Авиастар-СП: находится в Ульяновске, специализируется на производстве транспортных самолётов Ил-76МД-90А и участвует в кооперации по проектам МС-21 и Ил-114-300. Для увеличения объёмов производства предприятие проводит техническое перевооружение и расширение мощностей, особенно в области механообработки
AEX
. -
Иркутский авиационный завод: занимается производством пассажирских самолётов МС-21 и Су-30. ОАК планирует в шесть раз увеличить производство самолётов МС-21 в ближайшие четыре года, что подчёркивает важность этого завода в гражданском авиастроении
РИА Новости
.
2. Научно-исследовательские центры
ОАК активно развивает научно-исследовательскую и инновационную деятельность:
-
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ): ведущий научный центр в области аэродинамики и прочности авиационных конструкций, участвующий в разработке новых моделей самолётов и технологий.
-
Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ): специализируется на исследованиях и разработках авиационных двигателей, обеспечивая ОАК передовыми силовыми установками.
-
Инновационные подразделения ОАК: проводят прогнозные исследования развития науки, техники и технологий в сфере авиастроения на период до 2035 года и дальнейшую перспективу, управляя инновационным развитием на уровне холдинга и отдельных организаций
Уары России
.
3. Сервисные центры
Для обеспечения полного жизненного цикла продукции ОАК развивает сеть сервисных предприятий:
-
Технические центры: расположены в различных регионах России и за рубежом, предоставляют услуги по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации авиационной техники, включая гражданские и военные самолёты.
-
Учебные центры: обучают и повышают квалификацию специалистов по эксплуатации и обслуживанию авиационной техники, обеспечивая высокий уровень подготовки персонала.
Эти активы позволяют ОАК эффективно разрабатывать, производить и обслуживать широкий спектр авиационной техники, укрепляя позиции корпорации на мировом рынке авиастроения и способствуя развитию авиационной отрасли России.
Куда инвестирует Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК)
Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) направляет свои инвестиции в несколько ключевых направлений, обеспечивая развитие и укрепление позиций на мировом рынке авиастроения.
1. Разработка и производство новых моделей самолётов
ОАК активно инвестирует в создание перспективных гражданских и военных воздушных судов, соответствующих современным стандартам безопасности, эффективности и экологичности. Ключевые проекты включают:
-
МС-21: новый узкофюзеляжный пассажирский самолёт, предназначенный для средних магистральных маршрутов, оснащённый современными двигателями и композитными материалами, что обеспечивает высокую топливную эффективность.
-
Су-57: многоцелевой истребитель пятого поколения, сочетающий в себе высокую манёвренность, малозаметность и передовые авионические системы.
2. Модернизация существующих моделей
Для поддержания конкурентоспособности на рынке ОАК осуществляет обновление и улучшение характеристик уже эксплуатируемых самолётов:
-
Ил-76МД-90А: модернизированная версия транспортного самолёта Ил-76, оснащённая новыми двигателями, усиленным крылом и современной авионикой, что повышает грузоподъёмность и экономичность.
-
Ту-160М: обновление стратегического бомбардировщика Ту-160 с установкой новых систем управления, навигации и вооружения, а также повышением надёжности и боевой эффективности.
3. Развитие производственной инфраструктуры
ОАК направляет значительные средства на обновление производственных мощностей:
-
Внедрение цифровых технологий: цифровизация производственных процессов, использование систем автоматизированного проектирования и управления производством для повышения эффективности и сокращения сроков разработки.
-
Модернизация оборудования: обновление станочного парка, внедрение роботизированных комплексов и передовых технологий сборки для улучшения качества продукции.
4. Расширение сервисных услуг
Для обеспечения полного жизненного цикла продукции ОАК развивает сервисные направления:
-
Создание новых сервисных центров: открытие центров технического обслуживания и ремонта в различных регионах, включая международные площадки, для оперативного обслуживания клиентов.
-
Обучение персонала: подготовка квалифицированных специалистов для работы с новыми моделями самолётов и современными технологиями обслуживания.
5. Международное сотрудничество
ОАК активно участвует в глобальных проектах и расширяет своё присутствие на международных рынках:
-
Совместные проекты: партнёрство с зарубежными компаниями в области разработки и производства авиационной техники, обмен технологиями и опытом.
-
Выход на новые рынки: продвижение продукции ОАК в страны Азии, Африки и Латинской Америки, участие в международных авиасалонах и выставках для демонстрации возможностей компании.
Инвестиции в эти направления позволяют ОАК укреплять свои позиции на мировом рынке, обеспечивать конкурентоспособность продукции и вносить значительный вклад в развитие авиационной отрасли России.
Влияние Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) на экономику России
Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) играет значительную роль в экономическом развитии России, оказывая влияние на несколько ключевых аспектов:
1. Развитие высокотехнологичных отраслей
ОАК является драйвером инноваций в авиастроении, способствуя развитию смежных высокотехнологичных отраслей:
-
Инновационные разработки: Компания инвестирует в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, внедряя передовые технологии в производство авиационной техники. Это стимулирует развитие отечественной науки и технологий, повышая конкурентоспособность российской продукции на мировом рынке.
-
Сотрудничество с образовательными учреждениями: ОАК взаимодействует с ведущими техническими университетами, участвуя в подготовке квалифицированных кадров и реализации совместных научных проектов. Это обеспечивает приток молодых специалистов в отрасль и способствует развитию научного потенциала страны.
2. Создание рабочих мест
Деятельность ОАК способствует занятости населения и развитию регионов:
-
Прямые рабочие места: Компания обеспечивает занятость тысяч сотрудников на своих производственных предприятиях, конструкторских бюро и сервисных центрах, расположенных в различных регионах России.
-
Кооперационные связи: ОАК развивает долгосрочные кооперационные связи с промышленными предприятиями, что ведёт к созданию новых рабочих мест и развитию местной промышленности. Например, в 2024 году было подписано соглашение о сотрудничестве с предприятиями Донецкой Народной Республики, направленное на создание рабочих мест и решение задач импортозамещения.
3. Повышение экспортного потенциала
ОАК вносит значительный вклад в экспортный потенциал России:
-
Экспорт авиационной техники: Компания активно продвигает свою продукцию на международные рынки, экспортируя военные и гражданские самолёты в различные страны. Это приносит значительные валютные поступления в экономику страны и укрепляет её позиции на мировом рынке авиастроения.
-
Международные партнёрства: Участие в совместных проектах с зарубежными компаниями способствует обмену технологиями и расширению рынков сбыта, что положительно влияет на экономическое развитие России.
4. Обеспечение обороноспособности
ОАК играет ключевую роль в укреплении национальной безопасности:
-
Производство военной авиации: Компания разрабатывает и производит современные боевые самолёты, обеспечивая вооружённые силы России передовой авиационной техникой. Это способствует поддержанию высокого уровня обороноспособности страны.
-
Технологическая независимость: Разработка и производство собственных авиационных технологий снижает зависимость от иностранных поставок, что особенно важно в условиях международных санкций и геополитической нестабильности.
5. Развитие гражданской авиации
ОАК способствует развитию гражданской авиации в России:
-
Производство пассажирских самолётов: Компания разрабатывает и производит современные пассажирские лайнеры, такие как МС-21, что способствует обновлению парка гражданской авиации и повышению её конкурентоспособности.
-
Инфраструктурные проекты: ОАК участвует в развитии авиационной инфраструктуры, включая создание сервисных центров и обучение персонала, что способствует повышению качества авиаперевозок и развитию транспортной системы страны.
Таким образом, инвестиционная деятельность ОАК оказывает многогранное положительное влияние на экономику России, способствуя развитию высокотехнологичных отраслей, созданию рабочих мест, повышению экспортного потенциала, обеспечению обороноспособности и развитию гражданской авиации.
Влияние на инвесторов
Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) является публичной компанией, чьи акции торгуются на Московской бирже под тикером UNAC.
Инвестфонды
На что стоит обратить внимание инвестору:
-
Финансовые показатели: В 2023 году ОАК увеличила объём инвестиций до 87,8 млрд рублей, что на 21,7 млрд рублей больше по сравнению с 2022 годом. Это свидетельствует о стремлении компании укрепить свои позиции на мировом рынке авиастроения.
-
Дивидендная политика: В 2023 году акционеры ОАК приняли решение не выплачивать дивиденды за предыдущий год в связи с отсутствием чистой прибыли.
Инвестфонды
Инвесторам следует учитывать, что дивидендные выплаты могут быть нерегулярными и зависеть от финансовых результатов компании. -
Рыночная капитализация и ликвидность: По состоянию на 2023 год, рыночная капитализация ОАК составляет 601,1 млрд рублей.
Скользящая Торговля
Инвесторам важно оценивать ликвидность акций и динамику их стоимости на рынке.
Потенциал компании:
ОАК активно инвестирует в разработку новых моделей самолётов, модернизацию существующих, развитие производственной инфраструктуры и расширение сервисных услуг. Компания также участвует в международных проектах, что способствует её интеграции в глобальный рынок авиастроения.
Однако инвесторам следует учитывать возможные риски, связанные с финансовыми показателями компании, дивидендной политикой и общей ситуацией в отрасли. Рекомендуется проводить тщательный анализ перед принятием инвестиционных решений.
Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) играет ключевую роль в российской авиационной промышленности, активно инвестируя в разработку новых моделей самолётов, модернизацию существующих, развитие производственной инфраструктуры и расширение сервисных услуг. Эти стратегические шаги способствуют укреплению позиций компании на мировом рынке и вносят значительный вклад в экономику России, включая развитие высокотехнологичных отраслей, создание рабочих мест и повышение экспортного потенциала.
Для инвесторов ОАК представляет интерес как публичная компания, чьи акции торгуются на Московской бирже под тикером UNAC. Однако, учитывая финансовые показатели и дивидендную политику компании, важно тщательно анализировать её деятельность и перспективы развития перед принятием инвестиционных решений.
Комментарий Сергея Терёшкина, CEO Open Oil Market:
"Инвестиционная стратегия ОАК направлена на долгосрочное развитие и укрепление позиций на мировом рынке авиастроения. Для инвесторов это может означать перспективы роста стоимости акций компании. Однако важно учитывать текущие финансовые показатели и возможные риски, связанные с отраслевыми и геополитическими факторами."