Ранее о возможности снятия запрета на экспорт бензина марки АИ-92 из России сообщал вице- премьер Александр Новак, но только с условием подтверждения затоваривания этой маркой отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Запрет на экспорт бензина был введен в России с марта этого года больше как мера, предвосхищающая возможный рост цен на топливо, причем не только на бензин, но и на дизельное топливо (ДТ). Основная часть производимого в России бензина предназначается для внутреннего рынка, на экспорт уходило не более 15%. С ДТ ситуация другая, за границу уходит до половины от объемов производства. Весной особого роста цен на бензин не наблюдалось, а вот перед посевной цены на ДТ могли начать расти. То есть мера была во многом профилактическая.
Неудивительно, что в конце мая запрет был снят и возобновлен лишь с августа, после того, как в июне-июле не только оптовые, но и розничные цены, и именно на бензин действительно резко пошли вверх. В первую очередь это было связано с периодом высокого спроса на бензин в сезон отпусков, а также ростом цен на нефть в этот период.
По мнению заместителя председателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", члена экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева, с учетом окончания сезона высокого спроса на бензин и возможностями его производства российскими НПЗ, открытие экспорта вполне оправдано. В случае ускорения роста цен у правительства всегда остается право возобновления запрета. Объемы производства бензинов находятся на контроле, их вполне должно хватить и внутреннему рынку и на экспорт.
Гусев отмечает, что единственным условием для снятия запрета экспорта бензина должно быть продолжение контроля над РЖД, поскольку даже при достаточных и превышающих объемах производства, а также стабильной отгрузки топлива с НПЗ возникают вопросы по своевременной доставке грузов, и подгону пустых вагонов-цистерн поставщикам. По сути дела, заводы производят достаточно топлива, а РЖД неритмично, неравномерно доставляет продукцию, считает эксперт.
По словам гендиректора маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина, регуляторы не могут не снять запрет на экспорт бензина, поскольку к концу декабря срок действия текущих ограничений составит уже 5 месяцев. Для сравнения: предыдущий запрет, установленный 1 марта 2024 года, действовал два с половиной месяца (с 1 марта по 17 мая).
Весь смысл запрета в том, чтобы создать дополнительный стимул для сдерживания цен, уточняет эксперт. В случае их стабилизации регулятор снимает запрет. Частичную стабилизацию можно было наблюдать на рубеже лета и осени, если за 10 недель, прошедших с 21 мая по 29 июля 2024 года, цены на бензин выросли в общей сложности на 3,8%, то в последующие 14 недель - на 2,6%.
Если регулятор промедлит с отменой запрета, то у нефтяников пропадут стимулы к сдерживанию цен. Какой смысл недополучать в доходах, если экспорт все равно будет запрещен? Поэтому Минэнерго и ФАС неизбежно пойдут навстречу нефтяникам, считает Терешкин.
Сейчас основные риски связывают с подорожанием ДТ, хотя сезон высокого спроса на него также подошел к концу. Основным драйвером роста цен на ДТ сейчас служит высокий спрос на его зимние сорта, которых традиционно производится меньше, чем летних. В октябре рост цен на ДТ ускорился, но пока не критично, чтобы говорить о профилактическом запрете экспорта бензина или прямом запрете поставок за границу непосредственно ДТ.
Как отмечает Терешкин, в случае с ДТ у нефтяников есть "общепринятое" окно для повышения цен - это октябрь-ноябрь, когда происходит переход с летнего и межсезонного на зимнее дизельное топливо. Если рост цен на ДТ "притормозит" в декабре, то запрета на экспорт ждать не стоит.
Источник: