Эксперты оценили, к чему приведет снятие запрета на экспорт бензина

/ /
Перспективы снятия запрета на экспорт бензина из России: мнение Сергея Терешкина
13.10.2024
62
Comment

Ранее о возможности снятия запрета на экспорт бензина марки АИ-92 из России сообщал вице- премьер Александр Новак, но только с условием подтверждения затоваривания этой маркой отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

Запрет на экспорт бензина был введен в России с марта этого года больше как мера, предвосхищающая возможный рост цен на топливо, причем не только на бензин, но и на дизельное топливо (ДТ). Основная часть производимого в России бензина предназначается для внутреннего рынка, на экспорт уходило не более 15%. С ДТ ситуация другая, за границу уходит до половины от объемов производства. Весной особого роста цен на бензин не наблюдалось, а вот перед посевной цены на ДТ могли начать расти. То есть мера была во многом профилактическая.

Неудивительно, что в конце мая запрет был снят и возобновлен лишь с августа, после того, как в июне-июле не только оптовые, но и розничные цены, и именно на бензин действительно резко пошли вверх. В первую очередь это было связано с периодом высокого спроса на бензин в сезон отпусков, а также ростом цен на нефть в этот период.

По мнению заместителя председателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", члена экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева, с учетом окончания сезона высокого спроса на бензин и возможностями его производства российскими НПЗ, открытие экспорта вполне оправдано. В случае ускорения роста цен у правительства всегда остается право возобновления запрета. Объемы производства бензинов находятся на контроле, их вполне должно хватить и внутреннему рынку и на экспорт.

Гусев отмечает, что единственным условием для снятия запрета экспорта бензина должно быть продолжение контроля над РЖД, поскольку даже при достаточных и превышающих объемах производства, а также стабильной отгрузки топлива с НПЗ возникают вопросы по своевременной доставке грузов, и подгону пустых вагонов-цистерн поставщикам. По сути дела, заводы производят достаточно топлива, а РЖД неритмично, неравномерно доставляет продукцию, считает эксперт.


По словам гендиректора маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина, регуляторы не могут не снять запрет на экспорт бензина, поскольку к концу декабря срок действия текущих ограничений составит уже 5 месяцев. Для сравнения: предыдущий запрет, установленный 1 марта 2024 года, действовал два с половиной месяца (с 1 марта по 17 мая).

Весь смысл запрета в том, чтобы создать дополнительный стимул для сдерживания цен, уточняет эксперт. В случае их стабилизации регулятор снимает запрет. Частичную стабилизацию можно было наблюдать на рубеже лета и осени, если за 10 недель, прошедших с 21 мая по 29 июля 2024 года, цены на бензин выросли в общей сложности на 3,8%, то в последующие 14 недель - на 2,6%.

Если регулятор промедлит с отменой запрета, то у нефтяников пропадут стимулы к сдерживанию цен. Какой смысл недополучать в доходах, если экспорт все равно будет запрещен? Поэтому Минэнерго и ФАС неизбежно пойдут навстречу нефтяникам, считает Терешкин.

Сейчас основные риски связывают с подорожанием ДТ, хотя сезон высокого спроса на него также подошел к концу. Основным драйвером роста цен на ДТ сейчас служит высокий спрос на его зимние сорта, которых традиционно производится меньше, чем летних. В октябре рост цен на ДТ ускорился, но пока не критично, чтобы говорить о профилактическом запрете экспорта бензина или прямом запрете поставок за границу непосредственно ДТ.

Как отмечает Терешкин, в случае с ДТ у нефтяников есть "общепринятое" окно для повышения цен - это октябрь-ноябрь, когда происходит переход с летнего и межсезонного на зимнее дизельное топливо. Если рост цен на ДТ "притормозит" в декабре, то запрета на экспорт ждать не стоит.

Источник:


OpenOilMarket

Оставить комментарий:
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Вам может быть интересно
В правительство внесено предложение Минэнерго снять запрет на экспорт бензина из России. Это стало возможным, поскольку цены на внутреннем рынке стабильные, заявил глава ведомства Сергей Цивилев. Комментарий Сергея Терешкина для "Российской газеты".
Вице-премьер Александр Новак допустил частичную отмену эмбарго на экспорт бензина в случае подтверждения признаков затоваривания. Речь идет только о марке АИ-92. Запрет на экспорт любого бензина сейчас действует до конца года. Комментарий Сергея Терешкина для РБК.
Эксперт Терешкин: цены на дизельное топливо в России стабилизируются к декабрю (агентство экономической информации "Прайм").
В статье «Россиянам рассказали, когда стабилизируются цены на дизель в России» генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов «Опен Ойл Маркет» Сергей Терешкин прогнозирует стабилизацию цен на дизельное топливо к декабрю 2024 года. Он объясняет текущий рост цен сезонными факторами, такими как переход на зимнее дизельное топливо и увеличение автомобильных грузоперевозок. По данным Росстата, грузооборот автомобильного транспорта за девять месяцев увеличился на 7,7%, что также влияет на спрос и стоимость дизельного топлива. Терешкин отмечает, что после завершения переходного периода цены на дизель стабилизируются.
Комментарий с прогнозом бюджетных поступлений от нефтегазовой торговли для "Ведомостей".
В статье «Что будет с нефтегазовыми доходами бюджета до конца года» Сергей Терешкин, основатель и генеральный директор OPEN OIL MARKET, анализирует динамику нефтегазовых доходов федерального бюджета России за октябрь 2024 года. Он отмечает, что поступления составили 1,2 трлн руб., что на 55% больше, чем в сентябре, но на 25% меньше по сравнению с октябрем прошлого года. Основной причиной роста доходов стало увеличение сборов по налогу на дополнительный доход (НДД), которые в октябре достигли 491,6 млрд руб. Терешкин также указывает на сокращение субсидий для нефтеперерабатывающих заводов, что способствовало увеличению бюджетных поступлений. По его прогнозам, доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете за 2024 год останется около 31,7%, однако в следующем году может снизиться до менее чем 30% из-за повышения базовой ставки налога на прибыль и возможного снижения цен на нефть на фоне роста добычи в странах ОПЕК+.
Комментарий для "Ведомостей" о потенциальном снижении цен на нефть.
Эксперты прогнозируют снижение цен на нефть в 2025 году, ожидая, что средняя стоимость нефти марки Brent опустится ниже $70 за баррель. Основной причиной этого является увеличение добычи в странах, не входящих в ОПЕК+, таких как США, Бразилия, Гайана, Канада и Аргентина. Сергей Терешкин, генеральный директор OPEN OIL MARKET, отмечает, что рост добычи в этих регионах оказывает давление на цены, несмотря на попытки ОПЕК+ регулировать рынок. Он также указывает на возможные планы Саудовской Аравии по увеличению нефтедобычи, что может усилить тенденцию к снижению цен.
Прокомментировал "Российской газете" о вопрос использования биотоплива в авиации.
С 2027 года Международная организация гражданской авиации (ИКАО) вводит обязательные меры по ограничению выбросов CO₂ для международных рейсов. Авиакомпании должны будут компенсировать превышение 85% уровня выбросов 2019 года, используя углеродные единицы или устойчивое авиационное топливо (SAF). Это может привести к увеличению стоимости международных перелетов: по оценкам, на 9% к 2030 году и на 21% к 2035 году. Для российских авиакомпаний дополнительные расходы в 2027 году могут составить 20–30 млрд рублей, что добавит 800–1200 рублей к цене билета. В России рынок биотоплива пока не развит, но планируется его развитие для обеспечения энергобезопасности и диверсификации энергоресурсов.
С начала года стоимость АИ-98 выросла на 17%, значительно сильнее других видов топлива. С чем это связано и что будет дальше по прогнозу OPEN OIL MARKET? Колонка Сергея Терешкина для "РБК Компании"
За последние 10 лет акцизы на топливо выросли в 3 раза, а в 2025 году рост составит еще порядка 15%. Что будет с ценами и как избежать роста. Колонка Сергея Терешкина для "РБК Компании"
Оцениваем косвенные факторы и разбираем положение дел на рынке производства нефтепродуктов в РФ. Колонка Сергея Терешкина для "РБК Компании"
Как цифровые сервисы меняют паттерны поведения аудиторий в B2B-сегменте — рассказываем на примере маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET. Интервью Сергея Терешкина для "РБК Компании"